Нет

Два дня в Великом Новгороде

Глава 1: День первый

День первый

Великий Новгород идеально подходит для поездки на выходные: здесь небольшой, но очень насыщенный исторический центр, а до загородных достопримечательностей не более получаса езды на машине.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
09.09.201710.09.2017
Предыдущая глава
Следующая глава
В сентябре 2017 года мы решили, что нам необходимо сменить обстановку и на выходные выбраться изучить какой-нибудь город. Выбирали долго, но в итоге остановились на Великом Новгороде, несмотря на то что Сережа там уже был. Поскольку в нашем распоряжении были только выходные, решено было ехать на поезде. Заехав после работы домой и захватив накануне собранный чемодан, мы отправились на вокзал и на вечернем поезде укатили в Новгород.

В Великий Новгород можно попасть как прямым поездом, так и с пересадкой в Чудово, где останавливаются некоторые поезда, следующие в Санкт-Петербург. До Чудово можно, например, доехать на Сапсане, а там пересесть на электричку до Новгорода. Но мы решили, что в пятницу после работы будет комфортнее сесть в прямой поезд и спокойно проспать всю ночь. В нашем случае это был фирменный поезд «Ильмень» 042А с отличными новыми вагонами.

Нам повезло, что в купе мы были одни, да и вообще вагон был полупустой. Мы заказали по стакану чая и удивились, что мало того, что его все еще подают в фирменных железнодорожных подстаканниках, так он еще и стоит всего 33 рубля. Мы думали, РЖД возьмет с нас рублей 150. Выпив чаю, мы сразу легли спать, потому что в Новгород поезд прибывал в 6:30 утра и хотелось хоть немного выспаться.

День первый

Город встретил нас утренней прохладой и пустыми улицами. Всегда интересно бывать вне дома в это время суток, когда большая часть жителей еще спит или только собирается на работу. Всё воспринимается совершенно по-другому. Мы не спеша дошли до гостиницы, оставили чемодан и отправились завтракать в Макдональдс, потому что все остальное было еще закрыто.

Отель Волхов, в котором мы останавливались, оставил приятное впечатление: номера современные и тихие, завтрак разнообразный и вкусный. Если сравнивать с красным Ibis, то Волхов даже покомфортнее.

От Макдональдса мы заказали такси до Перынского скита Рождества Богородицы. Яндекс.Такси, по крайней мере на тот момент, в Новгороде было не очень распространено. Часто приложение показывало, что машин в округе нет вообще. В этот раз машина была, но водитель, подъехав, сбросил заказ и проехал мимо нас. В итоге пришлось заказывать местное такси по телефону, доехали за 200 рублей.

День первый

В летний период Скит открыт с 8 до 22. Мы приехали как раз к открытию. Вначале просто прогулялись по территории, далеко не заходили: слишком много комаров, как только углубляешься в лес.

Затем, когда закончилась утренняя служба, нам открыли храм, пустили вовнутрь и немного рассказали про историю скита. Оказалось, Перынским он называется в честь некогда стоявшего здесь святилища языческого бога Перуна. На самом деле, Перуна новгородцы не любили, потому что он был навязан Киевом и требовал человеческих жертв, а жертв выбирали по жребию. Поэтому сам идол простоял здесь недолго, а вот название сохранилось до сих пор.

Скитский храм совсем маленький, но очень древний — середины XIII века. Первая церковь была построена здесь гораздо раньше — сразу после Крещения Руси Перуна сбросили в реку, а на его месте возвели деревянный храм, который затем заменили на белокаменный. Он интересен своей архитектурой и, в первую очередь, сужающимися кверху стенами, которые дают эффект легкости и устремленности ввысь.

День первый

Перынский скит принадлежит Юрьеву монастырю. Основные постройки монастыря располагаются в другом месте, за 2,5 километра. Сначала мы хотели доехать до них на такси, но затем решили прогуляться пешком — время все равно было раннее. Несмотря на утро, в монастыре уже была толпа китайцев — сюда их завозят целыми автобусами.

Свято-Юрьев мужской монастырь, по преданию, был основан Ярославом Мудрым в 1030 году, и название пошло именно от его имени, потому что Ярославу при крещении дали имя Георгий, или Юрий. Первоначальные постройки не сохранились, поскольку были деревянными, а главный Георгиевский собор датируется 1130 годом.

Не так давно в соборе обнаружили уникальные фрески, относящиеся к первой трети XII века. Они необычны тем, что очень графичны — в них мало цвета, но много контура, что непривычно для русского искусства тех времен.

День первый

Нам удалось попасть также в Спасский собор. Он значительно более поздний, первой половины XIX века, и довольно рядовой для России. Его совсем недавно отреставрировали, а до 2005 года он стоял без барабанов и куполов, поскольку сильно пострадал еще во время Великой Отечественной войны.

А вот Крестовоздвиженский собор был закрыт, и из отчетов других путешественников я поняла, что попасть туда — большая удача. Этот собор — современник Спасского, но, в отличие от своего серокупольного брата, несмотря на свое угловое расположение, привлекает внимание яркими синими куполами с золотыми звездами.

Также нам понравилась небольшая ротонда над святым источником. К сожалению, о ней практически нет информации, но она довольно изящная и напоминает парковые беседки.

Как нам подсказали уже после публикации этой главы, беседку построила дочь графа Орлова Анна в память об архимандрите Фотии, настоятеле Юрьева монастыря.

День первый

Прогулявшись по монастырю, мы, опять же, пешком дошли до Витославлиц — музея деревянного зодчества. Наш путь лежал мимо самого настоящего болота. Мы удивились: частокол молодых деревьев, растущих прямо из воды, напоминал картинку из какой-то сказки. Не то чтобы мы никогда не видели болот, но жизнь в мегаполисе накладывает свой отпечаток и заставляет удивляться даже таким простым и одновременно красивым вещам.

Музей деревянного зодчества нас тоже удивил: прямо на входе нас обогнали несколько баранов и козлов, проскакавших мимо нас галопом! Они мчались настолько быстро, что мы даже сообразить ничего не успели и не сфотографировали их. Но мы поймали их в кадр позже, когда они остановились и стали есть траву.

Неподалеку паслась лошадь. Она была настолько изящна и красива в сочетании с окружавшим ее раннеосенним пейзажем, что выиграла корпоративный конкурс фотографий у меня на работе, чем я до сих пор горжусь.

День первый

Лошадь паслась возле часовни Марии Магдалины, перевезенной из деревни Малышево Новгородской области. На часовне висела табличка, что она была построена в XVIII веке, но Википедия утверждает, что это все же XIX век.

Вообще, музей довольно интересный, несмотря на то, что многое было на реконструкции. Избы, часовни и церкви из дерева образуют здесь целые улицы. Причем в некоторые здания можно зайти и посмотреть, а где-то и послушать о быте русских крестьян.

Музей был основан более 50 лет назад, и древнейшие постройки, перевезенные сюда, датируются XVI веком. Для меня фантастика, как деревянные сооружения смогли сохранить в течение нескольких веков! Кроме того, здесь огромная территория, гораздо больше, чем в аналогичном музее в Суздале. Хотя, стоит признать, что в Суздале мне понравилось больше, там как-то уютнее что ли. Но возможно, это как раз из-за реконструкции новгородского музея.

День первый

До Белой башни мы решили добраться все-таки на такси, а не пешком. Таксист удивился, зачем мы его вызвали. Во-первых, ему было непонятно, что такого мы хотим увидеть: «Там делать нечего, это просто башня». А во-вторых, оказалось, что от музея регулярно ходит автобус, но об этом мы просто не знали.

В общем-то, таксист оказался прав, и башня — это просто башня, уже не белая, а кирпичная, которая, к тому же, тоже была на реконструкции. Примечательна она лишь тем, что была возведена еще в XVI веке как часть каменных укреплений, которые не дошли до наших дней. Рядом с башней, кстати, до сих пор сохранились валы длиной 6 километров — почти в два раза меньше, чем были раньше. А вообще, в допетровские времена это была одна из самых больших крепостей.

По соседству с башней располагается другое древнее сооружение, которое меня очень заинтересовало. Это церковь святого Власия начала XV века. К сожалению, она была закрыта, но от нее так и веет стариной. Она сильно пострадала во время войны, и ее даже хотели снести, поскольку считали, что она «угнетающе действует на психику горожан». Однако такое решение вызвало протесты, и церковь отреставрировали.

День первый

Время приближалось к обеду, и мы проголодались. Предусмотрительно посоветовавшись с таксистом, мы пошли в чайхану «Сказка», которую он нам порекомендовал. Чайхана потрясающая, очень советуем! Она такая уютная, вкусная и совсем недорогая. Обед с вином обошелся нам всего в 1700 рублей на двоих. Всё было очень сытно, поэтому гулять мне стало тяжело: я не выспалась, устала быть на ногах с 6 утра, и меня разморило. Я засыпала на ходу и с трудом воспринимала информацию, хотя мы смотрели интересные вещи.

К моменту написания главы в Новгороде открылась еще одна чайхана «Сказка». Она расположена на набережной Александра Невского, через реку от кремля. Мы же ходили в заведение на улице Большой Власьевской, рядом с одноименной церковью.

После обеда мы пошли в ныне недействующий Десятинный монастырь с очень необычной колокольней. Она выглядит очень старинной, но на самом деле такой вид она приобрела после перестройки чуть более 100 лет назад.

День первый

Монастырь был заложен рядом с городским валом в том месте, где произошла знаменитая битва новгородцев с суздальцами, в которой, по преданию, проявила себя икона "Знамение". Территория бывшего монастыря в очень запущенном состоянии, видны руины храма с табличкой «Просьба не выгуливать собак». Это навевает грустные мысли. Здесь совсем нет туристов, хотя это место с очень сильной энергетикой.

На территории монастыря располагается мастерская какого-то скульптора, подробной информации не нашла. Но его скульптуры очень хорошо вписываются в окружающий пейзаж.

От Десятинного монастыря мы прошли к детинцу. Надо сказать, что это один из самых красивых кремлей, которые я видела! Стены в отличном состоянии, территория очень ухоженная, вокруг стен — мощный ров, который и по сей день кажется глубоким.

Считается, что новгородский детинец был заложен в XI веке либо Ярославом Мудрым, либо его сыном Владимиром, однако в конце XV века он был настолько серьезно реконструирован, что, можно сказать, это была новая постройка, которую мы видим по сей день.

День первый

На территории кремля находится самый древний собор на территории России — Софийский собор, освященный еще в 1052 году. Раньше в стенах храма хранилась государственная казна, располагалась богатая библиотека, сюда приезжали иноземные послы, чтобы заключить военные и торговые союзы, здесь собирали жителей для оглашения указов.

Софийский собор также примечателен Магдебургскими вратами, которые открываются только во время праздничных богослужений. Изначально эти врата были сделаны еще в XII веке немецкими мастерами из города Магдебурга для одной из польских церквей, но с XV века установлены в Софийском соборе. На створках изображены сюжеты из Библии, а также несколько фигур, участвовавших в заказе и изготовлении этого интересного артефакта.

А в центре кремля стоит памятник тысячелетию Руси, воздвигнутый в 1862 году. Памятник можно рассматривать очень долго — верхняя его часть символизирует державу, которую окружают 128 фигур, разделенные на три яруса. Самый верхний ярус состоит всего из двух фигур, олицетворяющих православие и Россию. Средний ярус символизирует шесть эпох Российского государства: призвание варяг, Крещение Руси, освобождение от татаро-монгольского ига, объединение земель, завершение Смутного времени и основание Российской Империи. На нижнем ярусе расположены фигуры выдающихся российских деятелей: просветителей, правителей, военных, писателей и художников.

День первый

Мы хотели попасть на смотровую площадку башни Кокуй, самой высокой башни Кремля, но она была закрыта, несмотря на то, что на ней же висела табличка: «Реставрация до 2017 года» (напомню, что дело было в сентябре 2017).

Зато можно было зайти в церковь Андрея Стратилата, хотя мы этого и не сделали. Вход был платный, и мы подумали, что на следующий день у нас и так запланировано посещение нескольких церквей. С виду храм довольно неказистый, в нем нет ни одного прямого угла, но он стоит уже семь столетий.

На территории детинца проводилась выставка фигур из сена, довольно необычная и интересная, особенно для детей. Там были даже предупреждающие таблички, чтобы дети не пытались забраться на фигуры и не разрушали их: «Я хочу, чтоб мной подольше любовалась ребятня, и поэтому прошу вас не садиться на меня».

День первый

Погуляв по территории кремля, мы пошли в гостиницу поспать, несмотря на раннее время — все-таки ночь в поезде давала о себе знать. Ужин у нас был запланирован в ресторане «Хорошие люди», который Сережа нашел заранее, но он оказался закрыт (и, как оказалось, навсегда). Мы воспользовались Tripadvisor и пошли в бар «Завод», занимавший первое место в рейтинге. Как бар он, наверное, неплох, но поужинать там совершенно нечем. Поэтому, полистав меню, мы развернулись и отправились в чайхану, в которой обедали днем. Ужин вышел прекрасным!

На этом наше небольшое путешествие не закончилось — в следующей главе мы расскажем об интересных местах на восточном берегу реки Волхов. Подписывайтесь на обновления, чтобы её не пропустить. Ну а карта достопримечательностей Великого Новгорода, как обычно, доступна по ссылке. Отдельное спасибо участнику форума путешественников на auto.ru paschtett за некоторые уточнения по истории города.