Нет
Да

Поездка в Захарово и Ярополец

Подмосковное село Захарово известно своей усадьбой, принадлежавшей Марии Алексеевне Ганнибал — бабушке Александра Сергеевича Пушкина. Захарово называют поэтической родиной Пушкина: в этом небольшом имении будущий поэт провёл не одно лето во время своего детства. Расположенное в ста километрах от Захарово село Ярополец тоже связано с именем великого поэта: отсюда родом его жена, Наталья Николаевна Гончарова. Но мы поехали в Ярополец совсем по другой причине.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
11.06.201811.06.2018
Предыдущая глава
Следующая глава
В короткие июньские праздники мы решили съездить в музей-усадьбу Захарово, которую называют поэтической родиной Александра Сергеевича Пушкина. Он посвятил месту, где прошло его детство, такие строки:

Мне видится моё селенье,
Моё Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.

Поездка в Захарово и Ярополец

Бабушка Пушкина, Мария Алексеевна Ганнибал, в 1804 году купила это имение, и шесть лет подряд маленький Пушкин приезжал в усадьбу на лето. Вначале дом был одноэтажный, но после ремонта и перестройки здесь появился второй этаж со спальнями и гостевыми комнатами. Сейчас на их месте расположена дирекция музея, а сам музей находится на первом этаже.

Но об этом чуть позже. Экскурсия началась с памятника Марии Алексеевне с маленьким Пушкиным. Памятник установили в 2005 году, и он вышел очень живой, выразительный: и лица, и складки одежды — совсем как настоящие. Единственное, что мне не понравилось — лицо у Пушкина слишком взрослое: как будто взяли его от взрослого человека и приставили ребёнку.

Возле памятника мы провели довольно много времени, пока пожилая экскурсовод рассказывала нам об истории семьи. Делала она это достаточно монотонно, поэтому, хотя и было познавательно, все родственники Пушкина перемешались у меня в голове. Кстати, на экскурсии нас было всего четверо: мы и еще одна пара. Многие гуляют по дому и территории сами, но мне кажется, это было бы не так интересно.

Поездка в Захарово и Ярополец

Затем мы вернулись в дом и прошли в малую гостиную, где нам рассказали об истории села Захарово и о прежних владельцах дома, показали документы о приобретении имения Марией Ганнибал. Также мы увидели бюст Пушкина с толстыми щеками: оказалось, в детстве он был полным, неуклюжим и неповоротливым.

Из малой гостиной мы перешли в большую, с мебелью XVIII века. Гостиную украшают портреты родственников поэта, в частности, Ивана Абрамовича Ганнибала, двоюродного дедушки Пушкина. Он был губернатором города Херсона при Екатерине Великой. Во время повествования я не переставала удивляться, как хорошо сохранился дом, но при переходе к следующему помещению нам внезапно сказали, что этот дом является репликой и был воссоздан по чертежам и фотографиям в 1999 году, поскольку за несколько лет до этого здание сгорело до фундамента.

Затем мы посмотрели кабинет бабушки, но войти туда было нельзя, смотрели из дверей. Бабушка стала первым учителем будущего поэта: до приезда к ней он говорил только на французском, как это было принято в семьях аристократов, и крестьянские дети посчитали его немым, когда он не смог объясниться с ними на русском языке.

Поездка в Захарово и Ярополец

Также мы увидели комнату для прислуги, темный коридор с дорожными чемоданами, детскую с копией портрета Пушкина в возрасте трёх лет — оригинал портрета хранится сейчас в музее на Пречистенке. Затем мы перешли в столовую, где нам рассказали, что в семье Марии Ганнибал предпочитали французскую кухню, но иногда здесь подавали русские или немецкие блюда. Сам же поэт любил розовые блины с добавлением свекольного сока и моченые яблоки.

Потом мы посмотрели кухню. На самом деле еда готовилась во флигеле, чтобы запахи не мешали господам, а сюда её приносили уже готовую и ставили на печь, чтобы еда была горячей до подачи на стол. На этом экскурсия по дому закончилась и мы вышли в парк.

Пока нас водили по помещениям, мы ничего не фотографировали, потому что было неудобно отвлекаться от экскурсовода, и решили сделать фото после завершения экскурсии. Как оказалось, это было нашей ошибкой, потому что когда мы вернулись, женщина на входе скривила недовольное лицо и чуть ли не извинений от нас потребовала из-за того, что мы собираемся второй раз зайти в дом. Но в итоге пустила. Надо сказать, что съёмка внутри дома стоит 250 рублей, даже если снимаешь на мобильный, и смотрители в каждом зале бдят, есть ли у тебя разрешение.

Поездка в Захарово и Ярополец

В парке мы посмотрели еще один памятник молодому поэту, который появился здесь к открытию музея в конце 1990-х годов. Там нам рассказали, что в первые выходные июня, накануне дня рождения Пушкина, в усадьбе и окрестностях проводят большой Пушкинский праздник с народными гуляниями: песнями, хороводами и играми. Обычно праздник посещают несколько тысяч человек.

Под конец экскурсии нас повели смотреть конюшню. Конюшней сейчас владеет клуб «ПриБой», у них около тридцати лошадей, а также здесь содержат кур и козлов. При желании можно записаться на катание на лошадях и даже на занятия по верховой езде. Посмотреть лошадок можно только в сопровождении сотрудника музея или конюшни.

На этом экскурсия закончилась, и мы уже самостоятельно пошли на Поляну сказок, открывшуюся здесь всего пару лет назад. На ней установлены скульптурные воплощения знаменитых пушкинских сказок: избушка на курьих ножках, кот ученый, старик, беседующий с золотой рыбкой.

Экскурсия вместе с прогулкой заняла у нас около двух с половиной часов. В принципе, если погода позволяет, можно пробыть здесь и дольше: тут очень уютная деревенская атмосфера, приятно даже просто погулять по парку, посидеть на лавочках, понаблюдать за природой.

Поездка в Захарово и Ярополец

На обед мы поехали в кафе «Братец кролик» в Звенигороде, которое открыли для себя в предыдущую поездку в Саввино-Сторожевский монастырь. Удивительно, но нас даже обслуживала та же самая официантка. Наши планы на этом не заканчивались, и мы поехали в село Ярополец — небольшое, но насыщенное достопримечательностями.

Первым делом мы направились к недействующей гидроэлектростанции, которую я уже очень давно хотела посетить. Честно говоря, интересовала меня не столько сама станция, сколько необычный полукруглый водосброс. Наблюдать за скатывающимися вниз струями воды можно с мостика, построенного прямо над плотиной. Это настолько невероятное зрелище, что я залипла и никак не хотела уходить дальше. Кроме того, нам очень повезло с погодой, было тепло и солнечно, поэтому созерцать, как переливается вода, можно было бесконечно.

Тем не менее, спустя несколько минут Сережа уговорил меня двинуться дальше, к каналу, по которому вода подводилась к электростанции. В конце канала виден домик — сложно представить, но именно это и есть гидроэлектростанция.

Поездка в Захарово и Ярополец

Ярополецкая ГЭС — чуть ли не первая сельская гидроэлектростанция в Советской России, она появилась здесь в 1919 году и прослужила до начала сороковых годов. Во время Великой Отечественной войны в неё попала бомба, повредившая турбину. Эта погнутая турбина до сих пор стоит здесь на постаменте как памятник. В рабочем же состоянии станция освещала 120 жилых домов в Яропольце и трёх ближайших деревнях, сельсовет, две школы, больницу, ветеринарный пункт и водокачку.

После войны ГЭС восстановили, она проработала еще двадцать лет, но затем её забросили за ненадобностью. Сейчас можно посмотреть на отреставрированное здание — оно воссоздано в своем первоначальном виде.

А вот плотина с водосбросом ничего общего с оригинальной конструкцией не имеют — нынешняя плотина является, по сути, художественным образом, созданным в 1980 году. Надо сказать, что получилось очень живописно: от струй воды, падающих вниз по окружности, действительно сложно оторваться.

Поездка в Захарово и Ярополец

Когда мы подошли к домику, особо не надеялись, что сможем попасть внутрь. Но внезапно нам открыл добродушный дядечка, который работает здесь смотрителем, и абсолютно бесплатно провел небольшую экскурсию, рассказав об истории Яропольца, о самой ГЭС и о других достопримечательностях, которые можно посмотреть в селе.

Во многих отчетах путешественников я встречала слова: «Никого туда не пускают, но для нас сделали большое исключение и показали машинный зал». Это повторяется из отчета в отчет, так что пускают, по-видимому, всех, кому посчастливилось застать смотрителя на месте.

Мы вернулись к мосту и еще немного позависали, глядя на бурные струи воды, стремящиеся вниз. С обоих берегов сидят рыбаки, внизу народ купается. На мой взгляд, для купания было недостаточно тепло.

Поездка в Захарово и Ярополец

Посмотрев ГЭС, мы решили прогуляться по селу и посмотреть его более старинные достопримечательности. Сначала мы дошли до обелиска, установленного здесь в честь приезда Екатерины Великой в усадьбу Чернышевых в 1775 году. Осмотрев село, Екатерина сказала, что если бы оно было не так далеко от Москвы (150 км), она выбрала бы его в качестве загородной резиденции. В музее электростанции нам показывали старую фотографию на которой запечатлен прекрасный парк на месте нынешнего леса. И, конечно, усадьба производила впечатление.

В XVIII веке имение Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье. Здесь был дворец с роскошным интерьером и множеством скульптур. После революции усадьба была национализирована, а её хозяева эмигрировали. Большая коллекция книг и предметов искусства была вывезена в музей Новоиерусалимского монастыря в 1924 году. Во время войны здание было сильно повреждено немцами, и с тех пор не реставрировалось. Я нашла фотографию довоенного времени: можно сравнить, в какой разрухе усадьба пребывает сейчас, и как красива она была сто лет назад.

Фото пользователя vorleser с сайта pastvu.com

Напротив усадьбы расположена Казанская церковь конца XVIII века, раньше она тоже принадлежала имению Чернышёвых. Храм должен был служить одновременно и церковью, и усыпальницей, этим объясняется то, что он довольно вытянутый горизонтально, а не устремляется ввысь, как многие другие церкви. Судя по отчетам других путешественников, до недавнего времени можно было зайти внутрь, но с 2016 года началась реконструкция, и церковь обнесли забором.

Поездка в Захарово и Ярополец

Мы прогулялись до памятника Ленину и Крупской. Как нам сказал смотритель ГЭС, памятников, где муж и жена изображены вместе, всего два: один стоит здесь, а другой — в Москве, на пересечении Ленинского проспекта и улицы Крупской. На Ярополецком экземпляре птицы явно выделяют Ленина из этой пары.

Неподалеку расположена часовня, возведенная Иваном Гончаровым, братом жены А.С. Пушкина, над могилой их дальнего родственника, украинского гетмана Дорошенко. Есть легенда, будто бы сам поэт посоветовал шурину возвести здесь часовню. Но это здание — новодел, оригинальное было разобрано в 1953 из-за повреждений, полученных во время войны.

Если пройти за часовню в сторону реки, то справа, на обрыве берега, можно увидеть ДОТы, построенные в военные годы.

Поездка в Захарово и Ярополец

От часовни открывается прекрасный вид на реку Ламу. Ярополец — удивительное место, атмосфера здесь просто потрясающая. Воздух глубокий, чистый, дышится тут очень легко. Отличное место, чтобы выбраться из Москвы на выходные и эмоционально разрядиться.

В Яропольце есть ещё одна усадьба — имение Гончаровых. Самой старой постройкой усадьбы является фамильная церковь XVIII века, освященная в честь Иоанна Предтечи. В отличие от Казанской, она действующая. Церковь удивительна тем, что венчает её не простой крест, а золоченый шар с крестом.

Когда мы ехали в Ярополец, то ещё не знали, что он тоже связан с А.С. Пушкиным. Оказалось, что в усадьбу Гончаровых поэт приезжал дважды, чтобы навестить свою тёщу, которая, по его словам, жила «очень уединённо в своём разорённом дворце». Во время войны имение сильно пострадало, а после реставрации его передали московскому авиационному институту, который организовал здесь дом отдыха, действующий по сей день. Об истории здания напоминает лишь восстановленная «Пушкинская комната» — помещение, в котором поэт останавливался во время своих визитов.

Поездка в Захарово и Ярополец

Погуляв ещё немного по парку, который является общим для усадеб Гончаровых и Чернышёвых, мы вернулись к машине и доехали до братской могилы Кремлевских курсантов. Молодые ребята вели ожесточенные бои на подступах к Москве в течение полутора месяцев. Потери полка составили 811 человек — погиб каждый второй курсант, причем имена примерно 500 из них так и остались неизвестными. Фамилии же тех, кого удалось опознать, перечислены на множестве мемориальных табличек, окружающих памятник.

На этой грустной ноте закончилось наше маленькое путешествие по пушкинским подмосковным местам. Это был удивительный, насыщенный день, в который я с удовольствием вернулась, пересматривая фотографии и перечитывая свои заметки, написанные во время поездки.