Нет
Да

Путешествие в Хорватию

Глава 5: Деревня Подаца
В самый разгар лета 2017 года мы решили совместить приятное с полезным и отправились на машине в Хорватию — в страну, где чистейшее теплое море омывает набережные древних городов, видевших весь ход истории человечества от римских времен до наших дней.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
20.08.201704.09.2017
Выбирая апартаменты в Хорватии, мы руководствовались следующими принципами: недорого, с парковкой, ближе к морю и чтобы было удобное расположение по отношению к городам, которые мы хотели посетить. Выбор пал на небольшую деревушку Подаца (Podaca), устроенную по принципу частного сектора на нашем юге. Практически все дома здесь сдаются на лето туристам, многие приезжают сюда с детьми, на всю деревню — три-четыре ресторана, и все они довольно дорогие, так как обычно отдыхающим лень куда-то выбираться. Мы даже подумали, что в таком виде все это очень похоже на наш юг, только в несколько более аккуратном варианте. Пожалуй, если бы кругом были российские туристы, а не боснийцы, хорваты и поляки, то, возможно, отличить было бы сложно. Вообще, русских мы здесь не встретили. Была пара украинских машин и, что нас удивило, даже пара норвежских. Также много было голландцев и несколько британцев.

Деревня Подаца

Наши апартаменты были одними из самых дешевых в Далмации (37 евро в сутки), и это хорошо чувствовалось. Обстановка в комнате была самая простая: двухспальная кровать, пара тумбочек, шкаф и стол. Маленькая ванная, в которой отсутствует мыло, шампунь и занавеска для душа. Зато на балконе организована мини-кухня. Здесь есть плита, холодильник, раковина, а также столик со стульями, за которым мы завтракали и ужинали с видом на море и гору, похожую на спящего дракона. В общем и целом, с учетом цены, мы остались довольны.

Искать апаратаменты на побережье Адриатического моря в Хорватии лучше не на привычном www.booking.com, а на специализированном сайте www.adriatic.hr. Во-первых, на нем гораздо больше предложений, а во-вторых, можно очень гибко настраивать фильтры: выбрать регион, искать только на островах или на материке, отрегулировать удаленность от пляжа и его тип, перечислить необходимые удобства. Это позволяет сократить выбор из тысяч апартаментов до одного-двух десятков в зависимости от выбранных критериев. Оплата частично или, в некоторых случаях, полностью производится на сайте, а остаток от суммы, который четко прописан в листе бронирования, передается наличными хозяевам апартаментов.

Единственное, чего нам не хватало в вилле, — это кондиционер. По предыдущим поездкам на Средиземное море мы сделали вывод, что он и не нужен, потому что вечером температура сильно опускается и с моря дует прохладный ветер, а днем, чтобы сохранить прохладу, достаточно плотно задвинуть шторы. Но Хорватия стала исключением, и мы очень пожалели, что не забронировали апартаменты с кондиционером. Впрочем, если окна апартаментов не выходят на запад, а на самих окнах есть ставни (которые нужно не забывать закрывать перед уходом на море), то и без кондиционера должно быть вполне комфортно.

Деревня Подаца

В самой деревне есть два пляжа. Один расположен в трех минутах ходьбы от нашей виллы, а другой — на противоположном краю деревни, до него идти минут десять. Пляжи абсолютно одинаковые, поэтому мы решили ходить на ближний. Нельзя сказать, что народу очень много, но так как пляж очень узкий, ближе к середине дня все лежат друг к другу довольно плотненько. Нас удивили места на пляже, занятые еще с вечера. Люди оставляют свои циновки, укрепляя их камнями, чтобы на утро у них было выгодное место. Я думала, что такое бывает только в России.

Что еще нас удивило, так это блуждающий по пляжу молодой человек с ведром вареной кукурузы, который раз в двадцать секунд выкрикивал фразу “Кухани кукуруз!” Это словосочетание очень врезается в память, и после прохода мужчины и дети, и взрослые повторяют друг другу с одинаковой интонацией: “Кухани кукуруз!” До этого я знала, что в Европе тоже продают еду на пляжах, но, например, в Италии все выглядело более цивилизованно — ходил мужчина с высоко поднятой табличкой, ничего не выкрикивал, а спокойно продавал кусочки кокоса в пластиковых стаканчиках. Кукуруза и вафельные трубочки со сгущенкой на пляже — это, видимо, чисто славянское.

А так, здесь все, как на обычном пляже, — кафе с полуголыми туристами, потягивающими пиво и заедающими пиццей, палатки с мороженым, развлечения типа полета с парашютом над морем, катамараны, прогулки на корабле. Но при этом здесь нет какой-либо суеты, громкой музыки и всего того, что могло бы нарушить спокойный отдых.

Деревня Подаца

Так как предстоящая жара в 35-40 градусов напугала нас еще в Москве, Сережа решил купить и привезти с собой пляжный зонт — первый раз за все наши совместные поездки. Несмотря на то, что мы ходили на пляж только в “правильное” время — с 8 до 11 и потом после 16 — зонт нам очень пригодился, потому что солнце палило нещадно.

Про особенности пляжа надо сказать еще то, что тут, как прочем и почти везде в Хорватии, практически не видно открытого моря, поскольку на горизонте расположены несколько крупных островов. Об этом мы знали заранее, но все же удивились, увидев вживую острова, на которые до этого смотрели на карте. В реальности они оказались гораздо ближе, чем нам представлялось. Впрочем, купанию это никак не помешало — вода здесь очень теплая и чистая. Даже далеко от берега хорошо видно дно, а утром прямо к пляжу подходят косяки мелких рыб.

Вообще здесь все, как я люблю: чтобы с рядом с морем не было никаких автомобильных или железных дорог, чтобы было уютно и чтобы прямо от пляжа начиналась живописная скалистая гора, которой можно было бы любоваться, лежа на волнах где-нибудь у буйков.

Деревня Подаца

Относительно большой супермаркет в деревне только один, но и он не поражает разнообразием товаров. Например, мы уже не первый день искали в Хорватии полусладкое вино, но нигде не смогли найти. Даже игристое вино здесь только сухое, хотя я надеялась, что из-за близости с Италией здесь на каждом шагу будет продаваться Асти. Из сладких вин в Хорватии только Прошек, о котором я рассказывала в предыдущей главе, но он почему-то практически не продается в магазинах. Прошек, который мы впоследствии приобрели в количестве нескольких литров, был домашнего производства.

На вечер мы часто покупали фрукты либо у местной бабушки, либо в других городах, куда ездили днем. Фрукты у бабушки нам нравились меньше, так как часто они оказывались еще не спелыми. Мы спросили у нее, местные ли это фрукты или привозные. Сказала, что все, что продает — из ее сада. А там сливы, персики, абрикосы, нектарины, виноград, дыни и арбузы. Хороший у нее сад!

Вообще, деревня Подаца существует уже очень давно. Первые поселения на этом месте были основаны еще задолго до нашей эры, а в ходе раскопок найдено множество артефактов, датируемых первым веком нашей эры. По прибрежной зоне, конечно, невозможно сказать, что у нее такое богатое историческое прошлое, однако в горах есть остатки поселения, именуемого Горная Подаца, куда мы и поднялись в первый же день, когда под вечер небо немного затянуло тучами.

Как справедливо заметила Таня во время этой поездки, мы везде найдем гору, на которую можно взобраться! Подаца с ее древней частью не стала исключением. Любуясь упомянутой горой с моря, мы увидели на ее склоне типичную далмацкую колокольню и сразу решили: "Нам нужно туда!" После Норвегии подъем в гору на пару-тройку сотен метров над уровнем моря, тем более по асфальту, нам уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим :)

Деревня Подаца

Население Горной Подацы мигрировало в прибрежную зону после сильного землетрясения 1962 года. Подобных покинутых сел в Хорватии очень много, однако Горную Подацу отличает сохранившаяся древняя церковь Св. Ивана XI-XII веков с гробницами семьи Касичей, которые господствовали в Хорватии до 1280 года.

Дома после землетрясения неплохо сохранились, остовы есть у всех, а у некоторых даже сохранилась крыша. Во все из них на свой страх и риск можно зайти. В одном доме, например, мы увидели сохранившийся душ, унитаз и выложенную плитку. Если честно, выглядит довольно жутко, как, в принципе, и все покинутые места.

Но в одном доме явно кто-то живёт. Мы видели собаку и ослика на привязи, и ещё канистры с водой и несколько грядок возле этого дома. Наверно, страшно жить одному в покинутом селе, особенно, по ночам.

Деревня Подаца

Некоторое время назад в Хорватии даже существовали такие туристические аттракционы — организация разовых ночевок в подобных заброшенных деревнях. Впрочем, даже в этой деревеньке на гугл-картах отмечен один гостевой дом. Но мы об этом не знали и не пошли в его сторону по грунтовой дороге выше в горы, так как решили, что там уже ничего нет.

Сюда, кстати, можно доехать на машине, и когда мы уже поднялись пешком, то увидели, что те немногие туристы, которые здесь гуляли, так и поступили. Но зато дорога была очень живописная, а еще по пути мы посмотрели, как растут гранаты и киви. Я, например, раньше никогда не видела.

Мы построили свой отдых так, что один день полностью проводили на море, а на следующий ездили в ближайшие города. Так мы посетили Омиш, Сплит, Стон, Дубровник и боснийский город Мостар, о которых расскажем в следующих главах.