Нет
Да

Путешествие в Хорватию

Глава 6: Омиш
В самый разгар лета 2017 года мы решили совместить приятное с полезным и отправились на машине в Хорватию — в страну, где чистейшее теплое море омывает набережные древних городов, видевших весь ход истории человечества от римских времен до наших дней.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
20.08.201704.09.2017
В один из дней мы решили посетить городок Омиш (Omiš), расположенный в полутора часах езды от нашей виллы. Кстати, интересный факт: крохотный малоизвестный Омиш — побратим нашей Рязани! Мы специально выехали пораньше, так как в Омише на вершине горы расположена крепость Старый град (Tvrđava Starigrad), и нам не хотелось взбираться на нее на самом солнцепёке. Поэтому в 8:15 мы уже были в пути.

Омиш

Когда я утром заводил машину, мне показалось, будто что-то пошло не так: то ли звук стартера стал не таким, как прежде, то ли для заводки потребовалось на едва ощутимое мгновение больше времени... Оказалось, что не показалось. Но об этом мы узнали только через пару дней, сев в машину для поездки в Сплит.

Надо сказать, что нам понравился опыт предыдущей поездки в Норвегию с палатками, и изначально мы рассматривали путешествие в Хорватию именно в таком формате. Однако выяснилось, что кемпингов в Хорватии раз, два и обчелся, а те что есть — стоят на уровне наших апартаментов и даже дороже. Поэтому мы выбрали ночевку в вилле как более комфортный вариант. Но когда мы приехали в Хорватию, оказалось, что на самом деле кемпингов не так уж и мало, просто они не отмечены на гугл картах, как норвежские, поэтому узнать об их существовании заранее непросто. И таких кемпингов по дороге из Подацы в Омиш мы встретили несколько. Заезжать узнавать стоимость не стали — вполне возможно, что они дешевле тех, что отметили себя на гугл картах, и не берут по 40 евро в день за машиноместо + палатку на двух человек.

В Омише мы были около половины десятого, и к этому моменту все места на бесплатной парковке были заняты, поэтому нам пришлось оставить машину на соседней платной за 5,5 евро в день, которая внешне совершенно не отличалась от бесплатной, за исключением парня, лениво собирающего деньги.

Омиш

Начало восхождения на гору весьма непримечательно. Рядом есть доска объявлений, и только благодаря этому есть возможность не пропустить тропинку в кустах. Но Сережа здесь уже был пять лет назад и поэтому быстро нашел начало тропы. Туалетов у парковки и далее по маршруту здесь не предусмотрено и, честно говоря, мы так и не смогли вспомнить, был ли он в самой крепости.

Несмотря на то, что мы вышли достаточно рано, а большая часть маршрута лежала в лесной тени, подниматься все равно было очень тяжело. Хотя мы видели несколько семей с детьми лет шести. Не представляю, как дети туда взбираются и при этом не ноют, потому что гора очень крутая, плоских участков пути практически нет, а жарко невыносимо.

И если вначале дорога идет через лес, то потом приходится взбираться по камням под палящим солнцем. Я все ждала, когда маршрут станет полегче, но так и не дождалась — он одинаково тяжел на всем своем протяжении. В принципе, по сложности восхождение к Старому граду в Омише эквивалентно горным походам по Норвегии, только здесь жарко, а там наоборот холодно и слякотно. Впрочем, маршруты в Норвегии гораздо длиннее, а перепады высот — больше.

Омиш

Хотя надо признать, что виды сверху на подходе к крепости открываются шикарные. И еще нас бодрила ледяная вода, которую мы предусмотрительно прихватили с собой. С вечера мы положили полуторалитровую бутылку в морозилку и на утро получили кусок льда, который постепенно таял на жаре и давал нам возможность охладиться. Этим отличным лайфхаком мы пользовались до конца поездки.

Чтобы оценить, как высоко мы забрались (примерно на 300 метров вверх), можно посмотреть на фото ниже и увидеть крохотные машинки, среди которых есть и наша. Кстати, на фото левая треть парковки — бесплатная, а правая часть — платная. Как видите, никакой разницы.

Крепость Старый град была построена в XV веке, и с нее открывался отличный обзор на море, реку и город. В те времена здесь господствовала Венецианская республика, и крепость возвели для защиты местности от Османской империи, которая занимала территорию нынешней Боснии и Герцеговины. Однако воспользоваться фортом как убежищем жителям Омиша так никогда и не пришлось.

Омиш

Информации о Старом граде в интернете крайне мало и это, собственно, все, что мы знаем о крепости. На входе никаких листовок и брошюр не раздают, зато берут два евро за посещение, причем нигде внизу не пишут о том, что посещение платное. Если вы подниметесь и окажется, что деньги остались в машине или в отеле, то будет "несколько" обидно.

На самом деле, крепость совсем маленькая, и на ее осмотр достаточно пятнадцати минут. Но обидно ведь столько идти и провести здесь так мало времени, поэтому мы погуляли по стенам и осмотрели каждый уголок, а также надолго зависли, глядя на морской пейзаж.

Спускаться обратно оказалось ничуть не легче, чем подниматься. И не потому, что ноги сильно устают, а потому что камни очень скользкие. На некоторых участках много мелких камней типа гравия, которые скользят под ногами. В какой-то момент мне не повезло, я упала и сильно поранила руку — прошел уже почти год, а два шрама все еще напоминают об Омише. И это еще мы знали о сложном маршруте и надели кроссовки: когда Сережа был здесь в прошлый раз, они с друзьями поднимались на гору в босоножках и шлепках. Кстати, еще здесь водятся змеи, не знаю, ядовитые ли, но одну мы видели сами, поэтому открытая обувь вдвойне небезопасна.

Омиш

Я не разбираюсь в змеях, но судя по картинкам и описаниям, мы видели распространенного на Балканах желтобрюхого полоза, который хоть и не ядовит, но может быть агрессивен и оставить болезненный укус.

Спустившись с горы, мы обработали мою рану и с радостью переобулись в открытую обувь. Было решено восполнить потерянные калории итальянским мороженым и лимонадом в одном из кафе в центре города. Кстати, нас удивило, что на территории всего центра Омиша действует бесплатный Wi-Fi!

Перекусив, мы зашли в туристический офис и взяли бесплатную карту города. Оказалось, весь исторический центр можно обойти за 20 минут. Вначале мы пошли к церкви Святого Духа 1585 года, которая почему-то оказалась закрыта.

Если вас интересует рафтинг, ныряние со скал в горные реки или скалодром — все это есть в Омише. Информацию можно получить в упомянутом туристическом офисе или в многочисленных туристических конторах, разбросанных по городу. Мои друзья в свое время сплавлялись по местной реке Цетине, идущей по ущелью к морю, и остались очень довольны, хотя до этого ничем подобным не занимались.

Омиш

Тогда мы увидели на карте еще одну крепость, расположенную в черте старого города, и решили, что раз уж мы здесь, нужно забраться и на нее. Эта крепость гораздо меньше и достичь ее гораздо проще. Именно поэтому здесь толпа народу, в том числе много пенсионеров и детей, бодро поднимающихся по лестницам. Однако после большой крепости на горе она, конечно, не такая интересная.

Крепость носит поэтическое название Мирабела, а по-другому ее называют Пеовица. Мирабела была построена в XIII веке еще до венецианского господства. Кстати, интересно, что возраст крепости определили по старой византийской монете, которая сохранилась в ее фундаменте. В отличие от своей коллеги на горе, Мирабела неоднократно защищала город и выстояла во всех сражениях. Однако, что не подвластно человеку, подвластно природе, и в 1988 году в крепость ударила молния, и форт оказался практически разрушен. К счастью, его быстро восстановили в том виде, в котором он существовал ранее.

С крепости открывается красивый вид на город и, в частности, на самую знаменитую церковь Омиша — храм Святого Михаила c высокой колокольней, построенный в XVII-XVIII веках. Церковь сочетает в себе разные стили: готику, ренессанс и барокко. На ее стенах можно увидеть эмблемы венецианских дворян и герб города Омиш. Примечателен также портал при входе в церковь, но играющие рядом с ним дети не дали нам возможность сделать хорошую фотографию.

Омиш

Вот, в целом, и всё, что стоит посмотреть в Омише. В заключении хочу снова вернуться к теме хорватской национальной кухни, а именно — снова к Прошеку. Дело в том, что по дороге из Омиша в Подацу мы неоднократно встречали вывески: “Домашний Прошек”. Так как в магазинах его не продают, мы решили, что стоит закупиться у местных виноделов. Мы остановились возле одной из таких вывесок, где нас встретила хозяйка, вынесшая бутылку и пластиковые стаканчики для дегустации. Прошек у нее стоил 13,5 евро за литр и нам не понравился — на вкус он был будто разбавленный и чересчур сладкий. Во втором месте мы купили пол литра вязкого, тягучего Прошека. Он был дороже — 16 евро за литр, но стоил своих денег. Неожиданно у третьей вывески Прошек продавали за 8 кун, и он был белый, а не красный, как обычно, а на вкус — восхитителен. На радостях мы приобрели аж три литра и домой возвращались довольные как слоны. Кстати, в последнем месте бабушка продавала не только Прошек, но и ракию — что-то вроде бренди крепостью 40-60 градусов, также национальный балканский напиток. Она была разных вкусов (вишня, орех и травы), но для нас это слишком крепко, и мы брать не стали.