Нет
Да

Путешествие в Хорватию

Глава 8: Стон
В самый разгар лета 2017 года мы решили совместить приятное с полезным и отправились на машине в Хорватию — в страну, где чистейшее теплое море омывает набережные древних городов, видевших весь ход истории человечества от римских времен до наших дней.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
20.08.201704.09.2017
Из западной части Хорватии в город Стон можно попасть двумя способами — по обычной автомобильной дороге M2 через Боснию и Герцеговину или же на пароме. Чтобы разнообразить поездку и не ставить два лишних штампа в загранпаспорта, мы выбрали второй путь.

Стон


Стон



Паромы курсируют между городами Плоче (Ploče) и Трпань (Trpanj) всего несколько раз в день. Отчаливать в 10:15 нам показалось слишком поздно, и потому мы решили приехать к парому, отходившему в 7:30. Так как до Плоче нужно было еще доехать, нам пришлось встать в пять часов утра, и мы уже в это время почувствовали, как жарит солнце: на улице, несмотря на ранний час, было 24 градуса.

Стон



Билеты на паром можно купить через интернет, а можно прямо у причала в кассе. Мы выбрали последний вариант. Следует уточнить, что билет дают один, и он действителен на любой паром Плоче-Трпань в этот день, то есть к конкретному времени билет не привязан. Именно поэтому мы выезжали так рано, чтобы успеть встать в очередь на паром, отчаливающий в 7:30. Мы не знаем, меняется ли расписание от года к году, поэтому перед поездкой рекомендуем уточнить его на сайте сайте паромной компании Jadrolinija.

Стон



Касса располагается в доме через дорогу от причала, примерно напротив середины накопительной площадки. Найти кассу просто: это единственное заведение, к которому будет стоять очередь из нескольких человек.

Еще одним аргументом в пользу покупки билетов на месте были сомнения о том, нужен ли Сереже отдельный билет как водителю. Например, на паромах в Норвегии мы платили только за машину и пассажиров, а за водителя — нет, поскольку считается, что машина не может путешествовать без водителя. Оказалось, что в Хорватии отдельный билет водителю все же нужен — он стоит около 4,5 евро. Билет на машину обойдется в 20 евро. А еще на кассе нам сказали, что паром идет полтора часа, а не один, как было написано в интернете. Но по факту выяснилось, что интернет был прав, и на берегу мы были уже в 8:25.

Стон



После погрузки на корабле осталось место еще на 10-15 машин. Здесь их ставят не так плотно, как на больших паромах, которые пересекают, например, Балтийское море. Припарковав свои машины, народ вышел на палубу — все, кроме водителей грузовиков, которые остались спать рядом со своим грузом.

Стон



На другом берегу нас ждал виноградный бум: то и дело мы проезжали мимо виноградников, винарий и винных магазинов. Мы так и не остановились для дегустации, но постоянно задавались вопросом — интересно, вино здесь такое же кислое и сухое, как продается в хорватских магазинах?

Стон


Стон



Вообще, пейзажи, сопровождающие наш путь, очень напомнили нам Италию, как ее показывают в фильмах наподобие “Под солнцем Тосканы”. А еще всюду нам попадались предупреждающие знаки “кабаны” с соответствующей картинкой. Никогда такого не видела.

Стон


Стон



К половине десятого мы доехали до Стона и столкнулись с тем, что на всех парковках одна и та же проблема: паркоматы принимают только монеты и больше ничего! “В каком веке мы живем?” — подумали мы и отправились в ближайшие магазины с просьбой обменять наши купюры на монеты. Видимо, мы были не первые, потому что все нам отказали. На наше счастье через дорогу был банк, где мы, помимо обмена, сняли еще 1100 кун (примерно 150 евро) наличными, так как при планировании поездки предполагали, что в Хорватии мы сможем расплачиваться картой чаще.

Стон



Но на этом странности оплаты парковки не закончились. Оказалось, платить нужно заранее за все время пребывания машины. Как можно приехать в незнакомый город и, даже подготовившись, заранее определить, сколько конкретно часов ты здесь проведешь? Благо, парковка дешевая. В итоге, мы решили оплатить 4 часа и отдали за это всего 3 евро. Удивительно, но во всем остальном Стоне карты принимают везде. Даже в общественном туалете! И лишь паркоматы у них остались из XX века.

Стон



Первым делом мы отправились смотреть ратушу. Честно говоря, мы не нашли о ней никакой информации, хотя здание довольно симпатичное. Там же, на главной площади города, расположен Римский фонтан, который был абсолютно сух. Как ни странно, о нем мы тоже ничего не можем рассказать — не ясно, действительно ли он римских времен или же только так называется.

Стон


Стон



Неподалеку от них находится церковь Святого Власа. Она была закрыта, но через стеклянные двери можно рассмотреть ее интерьер. Строительство этой церкви началось в 1342 году и продолжалось три года. Стон стал Епископским центром, и церковь стала кафедральной. Прихожан было очень много, поэтому в 1392 году церковь расширили. Землетрясение 1667 года разрушило постройку, хотя в целом Стон пострадал не очень значительно, и сразу после землетрясения было принято решение восстановить собор. Повторное землетрясение в 1843 году уничтожило и этот храм. Нынешняя церковь святого Власа была построена в псевдо-византийском стиле в 1875 году недалеко от того места, где стояли предыдущие церкви. Однако, и ей не повезло — землетрясение 1996 года снова разрушило церковь. Ее восстановили лишь в 2017 году, так что мы увидели совсем-совсем новое здание.

Стон


Стон



Следующей достопримечательностью для нас стал форт. Он оказался частично на реконструкции, но зайти в него все равно можно. Билет стоит 6,5 евро, но он распространяется также и на стену — самое интересное сооружение города, о котором я расскажу позже. Вначале, кстати, когда крепость только начали реконструировать, обещали более дешевые билеты. Не знаю, завершилось ли восстановление и подорожал ли билет еще.

Стон


Стон



Форт был построен, ориентировочно, в XIV-XV веке и выполнял не только оборонительные функции, но и являлся штаб-квартирой, арсеналом и хранилищем зерна. Как и 700 лет назад, крепость окружена рвом. Однако, долгое время вода здесь отсутствовала, — ров наполнили лишь в мае 2017, так что и здесь мы пришли на “свеженькое”.

Стон



Со стен форта открывается замечательный вид на местные солончаки, куда мы и отправились, сразу после помещения крепости. Мы не стали заходить внутрь на экскурсию, а просто посмотрели на них через забор. И, если честно, не видели, чтобы хоть кто-то был внутри, кроме сотрудников. Стонские солевые копи — это самые старые и самые большие копи Средиземноморья, дошедшие до наших дней. Производство соли началось еще в древности. А сегодняшний облик солончаков вполне соответствует тому, что был еще во время Дубровницкой республики. Само производство не менялось в течение последних двухсот лет, и работники гарантируют, что выпускают соль высшего качества. Единственное, что модифицировали в 1925 году, — это транспортировку. Здесь проложили железную дорогу, по которой локомотив перевозил вагоны соли от бассейнов до складов.

Стон


Стон



Но производство и дальше зависело от числа солнечных дней — солнце очень важно для процесса кристаллизации. Если год выдается дождливым, то соль собрать не удается. А так, средняя производительность — 1500 тонн в год. Самый большой “урожай” был собран в 1611 году. Тогда здесь добыли больше 6000 тонн соли. Мы, кстати, купили немножко в качестве сувенира — 500 грамм за 1,5 евро — и забрали с собой в Москву. Она не горчит и не содержит добавок против слипания — она и без этого всегда рыхлая. Но, тем не менее, не стоит ожидать от этой соли каких-то совершенно необычных свойств.

Стон



Немного передохнув в кафе и съев по мороженому, мы пошли смотреть еще две церкви. Первая из них — Святого Либерана XVII века — была на реконструкции и ничего увидеть не удалось. К тому же, судя по всему, реконструкция идет неспешными темпами или вовсе приостановлена.

Стон


Стон



Другая — церковь святого Николая — напротив, сохранилась очень хорошо, но, к сожалению, оказалась закрыта. Церковь святого Николая и одноименный францисканский монастырь были построены во второй половине XIV века в готическом стиле, а вот колокольню поставили уже в XV веке, и она выполнена в стиле ренессанса. Монастырь, также как и церковь святого Власа, многократно страдал от землетрясений.

Стон


Стон



Ну и, наконец, после знакомства с городом, мы отправились на его стены. Как я уже писала, в Стоне уже четыре тысячи лет добывают соль. Раньше соль была на вес золота, и потому это место было причиной войн среди многих держав на протяжении нескольких тысячелетий. Когда Стон и его соляные плантации перешли во власть республики Дубровник, здесь началось возведение оборонительных стен для защиты бассейнов от венецианцев и турок.

Стон



Общая протяженность стен составила 5,5 километров. Стены имели 40 башен и 7 крепостных сооружений. В них скрывались защитники города, храбро его оборонявшие, что наконец-то позволило прекратить «соляные войны». Благодаря своему природному богатству, Стон долгое время, вплоть до прихода Наполеона в 1808 году, был вторым по значимости городом после Дубровника. Но затем соль начала обесцениваться, и интерес к городу стал ослабевать.

Стон



Сейчас Стонская стена используется только в туристических целях. Есть три маршрута — короткий, который займет 20-30 минут и приведет от одного входа к другому, длинный, позволяющий за час дойти в соседний городок Малый Стон, о котором позже я еще подробно расскажу, и маршрут, который на момент нашего посещения все еще был на реконструкции. Он позволит забраться на вершину холма.

Стон


Стон



Изначально у нас были грандиозные планы, согласно которым мы собирались пройти по длинному маршруту в Малый Стон, чтобы поесть там устриц. Но от прогулки пришлось отказаться: на солнце температура достигала 40 градусов, а нам требовалась взбираться вверх по лестнице практически без возможности оказаться в тени. Вообще, жара проходит по нашему отчету красной линией. Поэтому надо понимать, что если вы плохо переносите высокую температуру, то в середине июля в Хорватии делать нечего. Я люблю жару, но даже для меня это было чересчур и порой хотелось только одного — очутиться в месте с кондиционером.

Стон



Еще на подъезде к Стону стена выглядит грандиозным сооружением, а непосредственно рядом с ней особенно хорошо понимаешь, сколько было вложено сил, чтобы сохранить независимость города. Вход на стену расположен за церковью Святого Николая. Здесь же есть туалет и немного тени деревьев для моральной подготовки к подъему :)

Погуляв по Стону, мы поехали смотреть церковь Лужинской Богоматери. Когда мы подъехали, то обнаружили, что церковь огорожена забором, а калитка закрыта. Мы уже успели расстроиться, как подъехал мужчина, видимо, работник какого-то соседнего предприятия, и разрешил нам погулять по территории.

Стон



Сама церковь сохранилась очень хорошо. Во времена Республики Дубровник, когда морская вода заходила в бассейны, процессия из церкви Святого Влаха шла к солончакам, где давалось благословение целого комплекса, проводилась месса в церкви Лужинской Богоматери. На мессе и в процессии принимали участие князь, работники солончаков и жители Стона.

Стон



Там же, недалеко от церкови Святого Влаха, мы собирались посмотреть церковь Святого Михаила IX века. Мы поблуждали по окрестным грунтовым дорогам, прошлись пешком вглубь зарослей кустарников, но так ее и не нашли. Может, у нас неправильно стояла точка в навигаторе, а может, мы так и не заметили церковь за деревьями. Почитать подробнее об этой церкви можно здесь.

Стон



Кстати, повсюду в Стоне мы натыкались на таблички “Наполеоновский путь”, но не знали, о чем речь. Позже мы выяснили, что это была дорога, построенная французской армией при участии местных жителей. Дело в том, что до Трафальгарской битвы 1805 года французы считались одной из сильнейших морских держав, но затем потеряли это превосходство, и занялись строительством сухопутных дорог. Район Адриатики был стратегически важным, поэтому дорогу здесь постарались построить в кратчайшие сроки.

Стон



Мы вернулись к машине и отправились в Малый Стон — тот самый, куда сначала хотели дойти пешком по стене. Малый Стон потому и называется малым, что весь городок состоит из 10-15 домов, половина из которых заняты под рестораны и отели. Но самое интересное здесь — это устричная ферма. Здорово было бы попасть на экскурсию, но мы заранее узнали, что она идет всего час, а стоит при этом 100 евро. Поэтому мы решили продегустировать местные устрицы в ресторане, для чего заказали тарелку с Frutas del mar и с огромным удовольствием ее съели. При оплате счета мы обратили внимание, что нам включили некий Couvert (10 кун х 2, то есть примерно 3 евро). Мы попросили объяснить, что это, потому что ни разу с таким не сталкивались, хотя в европейских ресторанах бывали неоднократно. Официант сказал, что это бизнес-ресторан и мы платим за стол, который занимаем (несмотря на то, что ресторан был практически пуст). Это вызвало у нас некоторое удивление, но позже на форумах мы прочитали, что это плата за то, что в нормальных местах называется комплиментом. И действительно, в самом начале нам принесли хлеб с паштетом из тунца, который мы не заказывали. Но подано это было так, что нельзя было усомниться, что это действительно комплимент от повара и принесен бесплатно. В общем, впечатление от даров моря осталось несколько смазанным из-за этого незначительного, но все же не вполне приятного эпизода.

Стон


Малый Стон, несмотря на свои размеры, — это устричная столица Европы. Город снабжает своими устрицами не только страны, у которых нет выхода к морю: даже Франция, славящаяся своими дарами моря, импортирует отсюда моллюсков. Если вас не смущает высокая стоимость экскурсии на устричную ферму, вы можете заранее договориться о визите по электронной почте mario.radibratovic@du.t-com.hr. В цену экскурсии входит прогулка на лодке по ферме, бутылка вина, а также дегустация устриц. Более подробную информацию можно найти на сайте http://www.malistonoysters.com, но он не всегда бывает доступен.

Погуляв чуть-чуть по городу, мы поехали обратно. Надо отметить, что парковка в Малом Стоне тоже платная и тоже стоит 0,75 евро/час. Мы решили не платить и положили под стекло ту же бумажку, которую нам выдал паркомат в Великом Стоне, несмотря на то, что ее действие уже истекло. Никаких последствий от этого маленького проступка не случилось.

Стон



Обратно мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Нам повезло, и очереди на границе не было совсем, но зато на встречной дороге она растянулась на километры. Ландшафты в Боснии тоже довольно живописные. Дорога проходит вдоль моря, однако открытого участка здесь нет, потому что прямо напротив — большой остров. Вообще, у Боснии очень-очень маленький прибрежный участок, всего каких-то 10 километров, и проехали мы его минут за двадцать.

Стон



Что нам не понравилось — это замазанная повсюду кириллица, в том числе на дорожных знаках. Лучше бы их заменили полностью, чем оставили в таком виде. Все-таки "воевать" с любым алфавитом, ровно как и с любым языком, — дело неблагородное.

Стон


Кстати, именно на этой дороге нам встретились палатки с множеством очень сладких фруктовых ликеров домашнего производства. Нам дали попробовать их из холодильника, и они были потрясающими на вкус! Мы взяли грушевый и мандариновый, однако, когда приехали в Москву, оказалось, что дома они не так вкусны. Прошел уже год, а они до сих пор у нас стоят. Не потому что их вкус испортился или нам подсунули не те бутылки: просто есть напитки, которые хорошо пьются только в той стране, где они сделаны, и хорватские фруктовые ликеры определенно к ним относятся.

Стон


В целом, мы остались очень довольны поездкой в Стон. Когда мы готовились к путешествию, то во всех отчетах встречали мнение, что там особо делать нечего, потому что многое уничтожено землетрясением. Так вот, хорваты активно восстанавливают город, и когда мы ездили, многое уже было отреставрировано. Ну и посмотреть на “китайскую” стену в Европе — разве это не интересно?

Стон


Стон



Карту достопримечательностей Стона и окрестностей можно посмотреть по ссылке. Напоминаем, что церковь святого Михаила мы так и не нашли — очень вероятно, что ее месторасположение указано неточно.

Стон


Стон


Стон
Комментарии загружаются...
© 2014—2020 Сергей и Татьяна Поповы