Нет
Да

Путешествие в Грузию и Азербайджан

Глава 3: Баку, часть третья
Искупаться в море и серных банях. Отведать настоящий плов и узнать, что компот может быть необыкновенным десертным напитком. Пообедать грузинскими хинкали в горной долине. Окунуться в атмосферу современного исламского делового города. Посетить действующую мечеть и затерянный в горах христианский монастырь. Всё это — в нашей поездке по Грузии и Азербайджану.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
07.07.201814.07.2018
Наше второе утро в Баку началось с сада имени Хагани, который находился совсем рядом с нашим отелем. Это просто симпатичный сквер, который существует на этом месте с 1870-х годов. Ещё здесь есть большой мексиканский ресторан, которых в Баку мы видели немало. Создалось впечатление, что мексиканская кухня здесь в моде, как у нас суши.

Баку, часть третья

Нашей целью было дойти до Голубой мечети, и мы решили прогуляться по проспекту Бюльбюль. Одна из основных его достопримечательностей — это здание Центрального банка. На самом деле, оно стоит на параллельной улице Рашида Бейбутова, но через небольшой парк Гейдара Алиева смотреть на него даже лучше, чем находясь непосредственно рядом.

Напротив банка, на проспекте Бюльбюль, находится большой концертный зал — Дворец Гейдара Алиева. Да, здесь все названо именем Гейдара Алиева — азербайджанцы очень чтут своего бывшего президента. Можете открыть его страничку в Википедии и посмотреть на внушительный список объектов, названных в его честь.

Дойдя до Голубой мечети, мы остановились, чтобы прочитать о ней в наших конспектах. Небольшая группа мужчин сидела неподалеку, попивая квас. Один из них встал и подошёл к нам с вопросом, не хотим ли мы попасть внутрь. Мы сказали, что очень хотим! Обычно мы не заходим в мечети, если у них нет входа для туристов, потому что не уверены в том, как правильно себя вести, чтобы не привлечь внимания. Поэтому мы были благодарны, что нам предоставили такую возможность.

В первый момент я подумал, что сейчас начнётся навязывание какой-либо услуги, но, к моему удивлению, на деньги не было даже намёка ни до, ни после посещения мечети. В данном случае мы стали свидетелями того самого искреннего восточного гостеприимства со стороны всех участников этой импровизированной экскурсии. Оказанное внимание было действительно приятно и я чувствовал себя даже немного неловко.

Мужчина отвел нас к охраннику и сказал, что мы из Москвы и очень хотим осмотреть мечеть. Тот очень обрадовался и провел нам целую экскурсию, рассказав об истории мечети и о своей собственной истории. Оказалось, он служил в Москве во времена СССР.

Баку, часть третья

Охранник сказал, что народу сейчас немного, поэтому я могу зайти через мужской вход. Там действительно было всего четыре человека: один из них молился, а трое просто сидели на полу, тихо о чем-то разговаривая. Я почувствовала себя немного неуютно под их взглядами, потому что находиться в этом помещении мне, вообще-то не полагалось. Более того, я была неподобающе одета: хоть на моей голове и был платок, а платье не имело декольте и прикрывало колени, всё это не вполне соответствовало тому, как должна выглядеть женщина в мечети. Но я успокоила себя тем, что эти мужчины видят, что нам проводит экскурсию охранник, и значит, всё должно быть нормально. Но вообще, мы были крайне удивлены таким гостеприимством. Мы думали, что так не бывает, чтобы туристов просто так взяли и пустили в мечеть, не соблюдая никаких правил! Разве что обувь попросили снять.

Неподалеку от мечети мы нашли кафе с названием в лучших традициях забегаловок в Москве: «Шаурма №1». Мы рискнули зайти, но ничего не ели — слишком было жарко — и просто выпили по бокалу холодного безалкогольного коктейля и пошли обратно в центр города.

Несмотря на название, кафе было очень большим и, как позже выяснилось, принадлежало к одноимённой сети ресторанчиков, разбросанных по всему Баку.

Баку, часть третья

Мы возвращались в центр по параллельному проспекту — улице Рашида Бейбутова, которая у Серёжи значилась как интересная и красивая. Но на деле проспект Бюльбюль нам понравился гораздо больше. На улице Рашида Бейбутова создавалось впечатление недоделанности, кое-где шел ремонт, в других местах вывески магазинов заслоняли красоту зданий, некоторые дома не были отреставрированы.

Зато с этой улицы, на этот раз от банка, стоит ещё раз взглянуть на дворец Гейдара Алиева на фоне его же памятника.

Следующей улицей, которую мы собирались посмотреть, была улица Низами, названная в честь персидского поэта XII века Низами Гянджеви. Улица Низами была образована из двух улиц — Губернской, на которой располагалось Губернское правление, и Торговой, где были сконцентрированы торговые лавки и магазины.

Одним из самых интересных зданий на улице Низами является Азербайджанский театр оперы и балета 1910 постройки. Я уже писала в предыдущей главе про книгу «Али и Нино», и там этот театр играет огромную роль в сюжете: отсюда друг Али крадет его возлюбленную и пытается сбежать с ней.

Баку, часть третья

Здесь же, на улице Низами, мы зашли купить сувениров: традиционные магниты моим родителям и тарелку Серёжиной маме, а также набор из двух крошечных чашек, из которых обычно пьют чай на Востоке. Серёжа со времен поездки в Стамбул хотел такие и предвкушал, как будет заваривать чай в большом чайнике, разливать его в эти чашечки и потихоньку пить. Мы ещё и вазочку для варенья прикупили. В итоге, чашечки, конечно, стоят в шкафу, а чай пьется из привычных больших кружек.

Еще один интересный дом на улице Низами — дом №50, одно из первых четырёхэтажных зданий, построенных на этой улице. Дом по-прежнему жилой и очень ухоженный.

В принципе, на этом наш план по интересным местам Баку был выполнен. Мы вернулись в отель и решили, что хотим взять от этого отпуска всё, и поэтому поехали на море, благо что купальники брали с собой для грузинских бань. То, что в самом Баку не купаются, мы знали заранее — порт и близость нефтедобывающих платформ не слишком располагают к купанию. Пообщавшись с местными, мы поняли, что есть два варианта. Первый — неоднозначный. Нам предложили на общественном транспорте поехать на пляж Шихова за несколько километров от Баку. Но все говорили по-разному: кто-то — что нам очень понравится, другие — что море там ненамного чище, чем в городе. Поэтому мы выбрали второй вариант и отправились на такси на северный берег Апшеронского полуострова.

Баку, часть третья

Такси мы заказывали через отель. Вначале нам сказали, что дорога туда и обратно вместе с ожиданием в течение целого вечера будет стоить нам 40 манат (1600 рублей). Мы попросили, чтобы на обратном пути нас завезли в Центр Гейдара Алиева, буквально минут на 15. Тогда цена возросла до 45 манат (1800 рублей). Все это слышал один арабский постоялец отеля, который решил поехать с нами, и тогда с нас взяли 35 манат (1400 рублей). Поделили не очень честно, но по российским меркам это все равно очень дешево. Ехать в одну сторону минут 40.

Надо сказать, что ребята, которые работают за стойкой отеля Drop Inn Baku, очень отзывчивы и не задирают цены на услуги, которые предлагают для постояльцев. Также обрадовало то, что их советы по выбору ресторанов и блюд полностью совпали с рекомендациями, которыми мы запаслись заранее ещё при подготовке к поездке в Москве.

По дороге мы разговорились с таксистом. Нас удивило, что бензин на всех заправках стоит одинаково, и Серёжа спросил, контролируются ли цены государством.

— Да. Бензин на всех заправках стоит одинаково. Разница только в том, 92-ой бензин это или 95-ый. Тот бензин, который я сейчас заправил, стоит 90 копеек [36 рублей]. Ну они немножко воруют, получается 1 манат [40 рублей]. Бензин у нас сильно подорожал. Сами нефть добываем, а бензин дорожает…
— У нас в России так же.
— В России? А, ну да, у вас же тоже есть нефть…

Баку, часть третья

На севере Апшеронского полуострова расположены частные пляжи. Нас отвезли в комплекс Amburan Beach Club, всячески его расхвалив и сказав, что «рядом с ним живет президент, а где президент — там хорошо».

Честно говоря, мы ни разу не были в «классических» отелях all-inclusive, но думаем, что там все выглядит примерно так же. В Amburan Beach Club платишь около тысячи рублей и можешь провести там весь день, но мы с нашим попутчиком-арабом договорились встретиться у машины через два с половиной часа. Мы попали на первый день высокого сезона, до этого цены были ниже. Правда, мы не знаем, насколько. Но перед нами на кассе женщина с детьми активно ругалась с кассирами о том, что её не предупредили о повышении цен с девятого июля.

В стоимость входного билета включены лежаки, полотенца, сам пляж с дежурными спасателями, площадки для игры в пляжный волейбол, бассейны для детей и взрослых с парой горок и аниматорами. Анимация, кстати, только на азербайджанском.

Мы были удивлены, что азербайджанцы в море идти не стремятся, а проводят всё время в бассейне. Мы в бассейн зашли только для галочки, а остальное время провели в море. Оно очень теплое и мелкое, на огороженной буйками территории не было места, где бы я не доставала ногами. При этом за буйки заплывать категорически запрещено, за этим бдительно следят спасатели как на берегу, так и в море.

Баку, часть третья

Но даже здесь видно, что на поверхности есть тонкая маслянистая пленочка нефти. Если рассматривать это место как вариант продолжительного пляжного отдыха, я бы его не советовала. Но если вы вообще не планировали купаться и вам случайно выпала такая возможность, то я бы не стала от неё отказываться! Мы уехали невероятно счастливыми, что удалось не только город посмотреть, но и на море съездить.

Как мы и договаривались, на обратном пути нас завезли в Центр Гейдара Алиева. Говорят, что на первом этаже Центра очень неплохой музей истории и культуры Азербайджана, но мы посмотрели на здание только снаружи, времени зайти у нас не было. Центр считается одним из символов современного Баку, а в 2014 году он получил премию Design of the Year как лучший архитектурный проект. В проекте здания практически не использовано прямых линий, оно сплошь волнообразное, что символизирует бесконечность. Мне оно по стилю напомнило Музей наук в Валенсии.

На втором этаже Центра экспонируются макеты 45 исторических и архитектурных зданий Азербайджана, а у входа расположены автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в период его правления.

Баку, часть третья

Рядом с Центром мы увидели азербайджанскую свадьбу. Невеста была очень красивой, и мы с Серёжей одновременно подумали: «Не придется ли ей завтра сменить фату на чадру?» Шутка, конечно, — свадьба выглядела абсолютно светской.

Напротив Центра Гейдара Алиева расположена Башня Трампа — незавершенное здание, которое начали строить в 2008 году. Дональд Трамп объявил о том, что он будет спонсировать завершение проекта в 2014 году, но здание так и стоит пустым и незаконченным.

Вернувшись в отель, мы приняли душ, немного передохнули и отправились искать место, где бы поесть азербайджанский суп. Задача оказалась нетривиальной. В итоге недалеко от Площади Фонтанов мы нашли место Café City, которое позиционирует себя как заведение с европейской кухней, но традиционные супы в нем все-таки нашлись. Нас удивило, что крохотная чашка чая стоила там дороже, чем большая тарелка мясного супа: 5 манат (200 рублей) за чай и 2,5 манат (100 рублей) за суп.

Баку, часть третья

Подкрепившись, мы немного отошли от центра города и прогулялись по периферийным улицам. Конечно, они выглядят несколько более обшарапано и не так нарядно, как центральные, но очень колоритно.

Мы дошли до мечети Тезепир. Она была построена всего за три года до Октябрьской революции, и в 1917 году была закрыта. В разные годы её использовали как кинотеатр и амбар, а статус мечети вернули в 1943 году. Зайти нам не удалось, как раз в это время шёл намаз.

Обратно мы возвращались через Старый город. Вечером он совсем пуст — все гуляют по Приморскому бульвару. Можно долго бродить по его пустынным улочкам, так никого и не встретив. Разве что у Девичьей башни всегда есть народ. Однако в это время суток Старый город наполняют другие его жители — коты. Почувствовав прохладу, они выходят на улицы, вальяжно прогуливаются или просто растягиваются на мостовой.

Баку, часть третья

Мы не смогли отказать себе в удовольствии ещё раз прогуляться по Приморскому бульвару и прошли в этот раз еще даже дальше, чем в предыдущий день, внезапно наткнувшись на целую аллею кактусов. Оказалось, это Национальный приморский парк, а кактусы сюда были высажены в 2010 году. Есть и экзотические виды, не распространенные в этой полосе. Приморский бульвар, как и весь остальной город, к вечеру оживает. Здесь царит непринужденная обстановка, то тут, то там слышен звук гитар, который смешивается с шумом прибоя.

На Приморском бульваре стоит отметить ещё один интересный объект. Напротив Музейного центра установлена Парашютная вышка (Paraşüt Qülləsi), очень напоминающая конструкции, которые можно увидеть на нефтяных платформах. На фото ниже её можно различить в левой части снимка. Вышка была возведена в тридцатых годах прошлого века в качестве аттракциона для всех желающих. «Парашютисты» крепились к заранее раскрытому парашюту и прыгали с одной из площадок, расположенных на высоте от десяти до шестидесяти метров.

На ужин мы шли в ресторан Наргиз, а по дороге в очередной раз обратили внимание на потрясающие подземные переходы в Баку. Почти все они отделаны камнем, внутри работают траволаторы, а на улицу поднимаешься на эскалаторе. Нас это просто сразило!

Баку, часть третья

Ужин в Наргиз нас впечатлил меньше, чем в ресторане Фисинджан в предыдущий день. Серёжа взял люля-кебаб, а я — традиционный плов. Меня удивило, что отдельно подают рис с сухофруктами и отдельно мясо. Запивали всё это азербайджанским компотом и гранатовым вином. Не подумайте, никаких претензий к блюдам у нас нет, можем смело советовать Наргиз для посещения, просто в Фисинджан было ну очень вкусно. Тем более, что ресторан Наргиз очень аутентичен — он расположен в подвальном отреставрированном помещении, на стенах которого нарисованы картины. На столах красивые скатерти, горят свечи. Средний счет за ужин на двоих с вином здесь около 40-50 манат (1600-2000 рублей). Азербайджан вообще очень радует соотношением цены и качества.

В отеле мы были только в 11 вечера, очень уставшие и очень довольные знакомством с Баку. Сразу же завалились спать, потому что на следующий день нас ждала новая страна и новые приключения.