Нет
Да

Охота за северным сиянием

Глава 4: Ледокол «Ленин» и хаски
В этом путешествии мы исполнили свою давнюю мечту — увидели своими глазами северное сияние. Несколько ночей подряд мы перемещались по Кольскому полуострову в надежде увидеть это удивительное природное явление. В тот самый момент, когда мы почти отчаялись и решили, что нашей мечте не суждено сбыться, яркое свечение внезапно озарило небо над нашими головами.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
24.11.201808.12.2018
Мы встали очень рано, потому что на этот день была запланирована большая программа, и в восемь утра уже откапывали машину от пятнадцати сантиметров снега, выпавшего за ночь. В Кировске установилась вполне зимняя погода, а вот в Мурманске держались аномальные два градуса выше нуля в сочетании с кашей на дорогах. Было удивительно и даже немного обидно, что север и Москва как будто поменялись местами: в Москве в то же самое время температура опускалась до минус семнадцати по ночам. Я переживала, что тучи и дождь со снегом помешают нам увидеть сияние, и всё будет зря.

Чем дальше мы продвигались к Мурманску, тем сильнее чувствовалось, что полярная ночь уже совсем близко. До одиннадцати утра было совсем темно, и лишь потом начались сумерки. К половине двенадцатого мы подъехали к ледоколу «Ленин» и пошли на экскурсию.

Записаться на экскурсию заранее невозможно, но и необходимости в этом нет: достаточно просто подойти к ледоколу минут за десять до очередного сеанса. Перед началом экскурсии с ледокола по сходням спустится сотрудник музея, откроет калитку и пригласит подняться на палубу. Информацию о расписании и длительности экскурсий можно найти на странице ледокола на сайте Росатомфлота. Машину можно оставить на парковке перед зданием морского вокзала.

Ледокол «Ленин» и хаски



«Ленин» — это первое в мире надводное атомное судно. Оно было построено в рекордно короткие сроки — за три с небольшим года. Это уникальный случай в истории судостроения: во-первых, это был первый в мире атомный ледокол, а во-вторых, строительство всех последующих ледоколов занимало не менее пяти лет. Чтобы создать и построить «Ленина», государство потратило один миллиард долларов в ценах конца пятидесятых годов. Если учесть, что доллар с тех времён обесценился примерно в десять раз, то получится, что современные ледоколы стоят гораздо дешевле: постройка одного атомного ледокола сейчас обходится «всего» в полтора миллиарда долларов по нынешнему курсу.

Ледоколы позволяют осуществлять круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, что позволяет значительно сократить время доставки грузов из восточных стран в Европу и обратно. Проводка по льдам обходится транспортным компаниям очень недёшево, но экономия времени на доставке груза и возврате судна зачастую играет решающую роль. Северный морской пусть с каждым годом становится все более востребованным, и поэтому к четырём действующим атомным ледоколам «50 лет победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач» скоро добавятся ещё три — они уже спущены на воду и должны быть достроены в ближайшие годы.

Ледокол «Ленин» и хаски



«Ленин» был передан флоту в конце 1959 года и прослужил тридцать лет. За это время он провел через арктические льды более 3700 судов и преодолел более 650 тысяч морских миль. В 1989 году ледокол был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Благодаря усилиям капитана Бориса Макаровича Соколова и начальника радиостанции ледокола Виталия Семеновича Маслова, «Ленин» избежал участи быть разрезанным на металлолом и позже, в 2009 году, на его борту открылся музей.

В начале экскурсии нас собрали в кают-компании. Всего было человек двадцать, из которых четверо — китайцы. Экскурсовод и их переводчик вслух обменялись мнениями, что китайцы приходят в восторг от чего угодно и их можно водить хоть по городскому спальному району — всё равно будут ловить кайф от того, что находятся на экскурсии, улыбаться и делать селфи. Честно говоря, складывается впечатление, что так оно и есть, хотя со стороны экскурсовода и переводчика, конечно, такое обсуждение выглядело некрасиво и непрофессионально. Но китайцы в это время стояли и улыбались.

Как я уже сказала, экскурсия начинается в кают-компании, где отдыхал старший офицерский состав. Стены этого помещения видели немало известных людей, в том числе Фиделя Кастро, Юрия Гагарина, Александру Пахмутову, которые посещали ледокол в разное время.

Ледокол «Ленин» и хаски



На отсек ядерного реактора можно посмотреть лишь из окошка. Люди, стоящие вокруг реактора в халатах, — это манекены, но Серёже при помощи пары снимков удалось разыграть одного из приятелей: тот, получив фотографии по WhatsApp, несколько дней считал, что один из этих людей — сам Серёжа. Настоящий ядерный реактор был демонтирован после того, как ледокол вывели из эксплуатации, и сейчас вместо него установлен макет. На ледоколе за время службы произошли две серьёзные аварии. Первая случилась в 1965 году, когда больше половины тепловыделяющих сборок практически расплавились из-за обезвоживания активной зоны реактора. Активную зону пришлось выгрузить и поместить в защитный контейнер, который впоследствии был затоплен у Новой Земли. Вторая авария случилась в 1967 году, когда в системе охлаждения реактора обнаружили течь. В результате неудачного ремонта реакторная установка была повреждена и её пришлось вырезать из корпуса «Ленина» целиком. Были оставлены лишь небольшие перемычки, которые были перерезаны у Новой Земли, где реактор ушел на дно неподалеку от первого контейнера.

Ледокол «Ленин» и хаски



Далее нас повели смотреть машинное отделение. На самом деле на «Ленине», как и на многих боевых кораблях, их два — на корме и на носу, но на экскурсии показывают только носовое. Если среди читателей есть такие же «разбирающиеся» в физике и технике, как и я, то стоит популярно объяснить, как же устроен атомоход. Ядерные реакторы, один из которых мы посмотрели, служат для нагревания воды за счет энергии, выделяющейся в ходе ядерной реакции. Пар, получающийся в результате нагрева, подается по трубопроводам на лопатки турбин под большим давлением (примерно в тридцать раз выше атмосферного). Каждая турбина приводит во вращение два электрогенератора, которые вырабатывают электрический ток. Этот ток потребляют электродвигатели, которые вращают гребные винты. Всего на «Ленине» четыре турбины — две в кормовом отделении и две в носовом.

Ледокол «Ленин» и хаски


Ледокол «Ленин» и хаски



Из машинного отделения мы прошли на пост управления энергоустановкой. Это помещение находится в недрах корабля и не имеет иллюминаторов. Здесь установлены пульты, за которыми операторы контролировали поведение реактора и управляли энергосистемами корабля. Изначально здесь почти не было электроники, но во время одной из последних модернизаций было установлено современное на тот момент оборудование, которое визуализировало и значительно упростило процесс управления корабельными системами.

Ледокол «Ленин» и хаски


Ледокол «Ленин» и хаски



А затем мы попали в санитарную часть. Если честно, мне всегда на таких экскурсиях интереснее смотреть, как люди жили, а не как работали со всей этой корабельной техникой. На «Ленине» был оборудован целый госпиталь: здесь был и стоматологический кабинет, и рентген, и операционная, в которой провели более трёхсот операций. Помимо медицинских кабинетов, на ледоколе был лазарет и даже изолятор. Оказалось, что больше половины пациентов медсанчасти составляли вовсе не члены экипажа ледокола, а участники полярных экспедиций и жители небольших городов на побережье Северного Ледовитого океана. Дело в том, что уровень оснащения медсанчасти «Ленина» намного превосходил районные больницы того времени. Самые частые операции, которые здесь проводились, — это удаление аппендицита и помощь при переломах. В первом рейсе атомохода медиков было семеро, затем в ходе оптимизации сократили как общую численность экипажа, так и его медицинскую часть. Остался терапевт, анестезиолог, хирург-травматолог-рентгенолог и фельдшер-лаборант.

Ледокол «Ленин» и хаски



Следом мы попали в каюту главного механика. Заметьте, все сделано из дерева. Сейчас так уже не делают, в том числе из-за пожарной безопасности, но «Ленин» был визитной карточкой Советского союза, поэтому его интерьеры благородны и богаты. Кто-то спросил, можно ли посмотреть каюту капитана, но экскурсовод резонно заметил, что капитан не будет рад видеть посетителей. Да, экипаж на «Ленине» есть и по сей день. Сейчас это 29 человек, которые ежедневно обслуживают судно.

Ледокол «Ленин» и хаски



Затем мы прошли на ходовой мостик. Большинство приборов здесь сохранено и работоспособно. Глядя из иллюминатора на нос корабля, удивляешься, как такой огромной машиной вообще можно управлять — не говоря уж о проводке по льдам грузовых судов и заходах в порты. Кстати, курс задавался совсем небольшим штурвалом, который видно на фотографии. Остальные же средства управления поражают своими размерами, крепкостью и какой-то монументальностью. Во всех этих приборах, рукоятках и просто обстановке есть что-то сильное и настоящее.

Ледокол «Ленин» и хаски


Ледокол «Ленин» и хаски



Обратно мы возвращались по длинным коридорам. Если не знаешь корабль, можно и заблудиться. В коридорах все тоже отделано деревом. Смотрится шикарно. Здесь совершенно не возникает чувства, что находишься на могучем атомном судне, основной работой которого является проламывание многометровых арктических льдов.

Ледокол «Ленин» и хаски



Сойдя на берег, мы посмотрели с набережной ещё на два ледокола. Первый — «Владивосток», который кажется совсем крохотным по сравнению с «Лениным». Этот ледокол — не атомный, а дизельный, и на данный момент является самым мощным дизельным ледоколом в России. Он совсем новый, его передали в эксплуатацию в конце 2015 года.

Ледокол «Ленин» и хаски



А второе судно, наоборот, огромное. Это «50 лет победы» — крупнейший в России атомный ледокол из когда-либо построенных. Если учесть, что у других стран вообще нет атомных ледоколов, то вернее будет сказать, что этот ледокол — самый большой в мире. За всю историю было создано всего десять атомных ледоколов: «Ленин» был первым, а «50 лет победы», на данный момент, — последним. На подходе, как я уже писала выше, находятся атомные ледоколы серии «Арктика», три из которых уже спущены на воду, но пока еще не сданы в эксплуатацию.

«50 лет победы» покоряет льды с 2007 года. Помимо своей основной миссии — проводить караваны в арктических морях — ледокол осуществляет арктические круизы к Северному полюсу с посещением Земли Франца Иосифа. Перед Олимпиадой в Сочи «50 лет победы» доставил на Северный полюс Олимпийский огонь! В следующей главе покажем фото, сделанное с горы, на котором будет хорошо видно, насколько огромен этот ледокол по сравнению с другими.

Ледокол «Ленин» и хаски



После экскурсии мы пообедали в «Кружке» в торговом центре «Северное Нагорное». Это заведение входит в местное объединение ресторанов «Ресторанный синдикат» и не имеет ничего общего с одноименными московскими сетевыми заведениями. Надо сказать, что борщ был довольно вкусным, а вот бургеры подкачали. Цены в мурманских заведениях — на уровне московских.

Пообедав, мы поехали в питомник хаски под названием «Улыбка Аляски», посещения которого я начала ждать задолго до поездки. Экскурсию сюда нужно заранее бронировать по телефону. Уже на подъезде к питомнику мы услышали разноголосый вой и лай, сопровождающий сбор двух упряжек. Как нам объяснили, такое бывает каждый раз, когда собаки уезжают или приезжают, потому что каждая собака хочет оказаться в упряжке.

На самом деле, сначала мне было жалко собак и я даже не хотела кататься, но потом нам объяснили, что для них наоборот обидно остаться и не поехать. Причем те собаки, которые участвуют в серьезных соревнованиях, не возят туристов, чтобы не привыкать к низким скоростям, поскольку на соревнованиях им приходится развивать скорость более 25 километров в час! Установлена ветеринарная норма, согласно которой хаски не должен пробегать в день более 250 км с грузом более 400 кг. Но это верхний предел, который достигают собаки при ежедневных серьезных тренировках.

В экскурсионной группе нас было девять человек: мы, две китаянки, которые были с нами на ледоколе, и пятеро туристов то ли из Тайланда, то ли из Сингапура. Азиаты специально приезжают сюда увидеть снег и сияние, их здесь очень много. Еще Серёжа вычитал, что у них есть поверье, что если ребенок будет зачат под северным сиянием, он будет счастлив на протяжении всей жизни. Правда, не очень понятно, как это происходит на деле, так как практически все встретившиеся нам на Кольском полуострове туристы из Азии были женщинами без сопровождения мужчин.

Ледокол «Ленин» и хаски



Двух китаянок сразу посадили в санки, которые тянула упряжка собак, а остальных — на большие сани, привязанные к снегоходу. Каждый проезжал в упряжке примерно по километру, а затем мы менялись. Собакам эти остановки не нравились: они постоянно рвались вперед, и их очень сложно было удержать — для сдерживания упряжки санки даже оборудованы стояночным тормозом! Позже азиатов отправили пить чай, а нам, поскольку это был первый выезд хасок в этом сезоне, предложили «экстра-гонку» — и мы проехали ещё несколько километров, причём на протяжении достаточно продолжительной дистанции мы управляли упряжкой самостоятельно, стоя за санями. Фотографий с катания у нас нет, потому что было просто не до того :)

Управление упряжкой производится преимущественно голосом с помощью небольшого набора команд, включающего в себя указания повернуть налево или направо. Собаки, несмотря общую собачью суету, на удивление хорошо слышат и выполняют все команды, за исключением приказа остановиться — настолько они любят бежать. Про этих хасок можно в прямом смысле сказать, что они рождены для бега. Но как оказалось, даже для них существуют ограничения: хаски совершенно не приспособлены для «летней» эксплуатации. Если температура воздуха поднимается чуть выше нуля, эти собаки при физических нагрузках начинают перегреваться и даже могут умереть от свёртывания крови. По этой причине хаски всё лето отдыхают и набираются сил для зимних выездов.

В каждой упряжке первыми стоят собаки-лидеры. Говорят, что лидеров видно с щенячества. Это те собаки, которые стремятся лучше и быстрее всех выполнить команды. Это самые ответственные и умные собаки, имеющие авторитет у своих, если так можно выразиться, коллег. В упряжку их начинают ставить с одного года от роду, и вначале они учатся в паре со взрослой опытной собакой. Кстати, чаще всего ставят пару мальчик-девочка, но бывают и такие случаи, когда собаки могут эффективно бегать только в определённых парах, например, две сестры или два брата.

Ледокол «Ленин» и хаски



В наших упряжках были исключительно аляскинские хаски, которые по внешнему виду больше похожи на привычных нам лаек. Оказалось, что симпатичные пушистые сибирские хаски, которых все любят и знают по картинкам из интернета, вовсе не созданы для гонок. Нам рассказали, что они не очень умны, а главное — непослушны и маловыносливы. Но именно таких хаски обычно и заводят за их красоту. Прежде чем завести собаку этой породы, нужно десять раз подумать: готовы ли вы к тому, что собака будет грызть мебель и портить квартиру? Будете ли вы каждый день подолгу гулять с ней, чтобы она смогла реализовать свою энергию? Через «Улыбку Аляски» прошло около пятидесяти собак-отказников: люди брали их симпатичными щенками, а когда те вырастали, хозяева уже не могли или не хотели справляться с их активностью. В итоге этих собак выгоняли на улицу или привозили в питомник, где их реабилитировали и находили для них новые семьи. Люди вообще часто бездумно заводят животных, думая, что это живые игрушки, которые будут делать только то, что им скажут, а пока ими не занимаются, будут тихо сидеть на одном месте. Пожалуйста, думайте, прежде чем привести пушистого друга в дом!

Кстати, сибирских хасок часто используют для катания туристов в разных развлекательных центрах, что в корне неправильно. Сибирские хаски могут пробегать в разы меньше, чем аляскинские ездовые, поэтому в большинстве случаев это в чистом виде эксплуатация собак и работа на износ. Так быть не должно.

Ледокол «Ленин» и хаски



После гонки в санях нас повели пить чай из самовара с печеньками и домашними булочками, а во время чаепития показывали разные видео об истории питомника и об их участии в различных соревнованиях и экспедициях. Ребята с собаками даже участвовали в военном задании на Земле Франца Иосифа! Обо всем этом рассказывала девушка по имени Лиана, влюбленная в своих собак. Она рассказывала обо всём с упоением, и улыбка не сходила с её лица. А в конце неожиданно оказалось, что вообще-то она кошатница!

Ледокол «Ленин» и хаски



Попив чай, мы отправились общаться с живностью. Все взрослые хаски живут здесь прямо на улице, каждая — в персональной конуре. Собак очень много, причём некоторые из них горят желанием пообщаться. Местной звездой оказался сибирский хаски по имени Вуди. Он очень дружелюбный и то и дело норовил встать на задние лапы, обняв передними, и не желал отпускать, не получив максимум внимания. В конце экскурсии мы попросили показать нам четырехмесячных хасят, и нам даже разрешили их подержать на руках! К этому возрасту они уже довольно крупные и тяжелые, но все еще мягкие и плюшевые на ощупь.

Ещё нам показали северного оленя по кличке Нико. Он тоже очень дружелюбный, особенно, если покормить его ягелем. Нам рассказали, что за запасом ягеля на зиму для Нико специально ездили в соседний город. Как оказалось, под «соседним» городом понималось село Ловозеро в двухстах километрах от Мурманска. Такие вот местные масштабы.

Ледокол «Ленин» и хаски



Экскурсия стоила 2000 рублей с человека, но мы оставили ещё немного денег сверху в качестве взноса для поддержки собак — настолько нам всё понравилось! Позже нам рассказали, что в последнее время о питомнике много плохих отзывов, но мы были в полнейшем восторге! Это было одно из самых ярких событий за поездку. Кстати, оказалось, что у них есть специальная экскурсия, когда они на собаках, с палаткой и чаем, уезжают далеко в поля смотреть северное сияние. Кажется, я знаю, чем мы займемся здесь в следующий раз!

Остаток дня прошёл не так успешно. Когда мы приехали на турбазу «Сатка», оказалось, что мы здесь совсем одни. Ступеньки обледенели, громко играла какая-то попса, а в номере был дубак. Такой, что я два часа лежала в двух свитерах под одеялом и пыталась согреться. Пол был просто ледяной, особенно в ванной. Мы попросили второе одеяло у мужчины, который этим всем заведовал, он удивился и спросил: «А вам что, прохладно? Ну вообще я, наверно, слишком поздно включил вам батарею в номере. Вы же написали, что приедете с девятнадцати до двадцати. Ну я подумал… обычно когда так пишут, приезжают ближе к ночи». Мы же приехали в 18:30...

Ещё при планировании путешествия мы решили не жить в самом Мурманске, чтобы ночная засветка не помешала нам увидеть сияние. По этой причине мы поискали отзывы о различных турбазах в округе и остановились на «Сатке», как оптимальном варианте по цене, отзывам и удаленности от Мурманска. Судя по всему, в летний и зимний сезон здесь бывает немало народу, но во время нашего пребывания лишь в один из дней мы видели других постояльцев. Эта турбаза есть на букинге, но, насколько я понял, бронировать через него номера здесь бесполезно. Мы бронировали свой «люкс» за 3500 рублей в сутки непосредственно по телефону +7(921)177-14-33 с уточнением деталей через WhatsApp. О транспортной доступности можно не беспокоиться: подъезды к Верхнетуломскому шоссе регулярно чистятся, а на территории достаточно мест для парковки.

Настроение подпортилось. Отогреваясь под одеялами, мы смотрели «Левиафан», до которого не могли дойти с 2014 года, но который обязательно хотелось посмотреть до приезда в Териберку: ведь там он и снимался.

Около десяти вечера мы вышли, чтобы попробовать увидеть сияние, но всё было тщетно: небо оказалось затянуто облаками, накрапывал то ли дождь, то ли снег с дождем. Я пришла в отчаяние. Моё настроение упало даже не до нуля, а еще ниже. Плюс ко всему у нас сломался фотоаппарат. Во время катания в упряжках его закидало мокрым снегом, а после чаепития в тёплом помещении он запотел так, что отказался включаться и вообще ни на что не реагировал. Мы положили его просушиться возле батареи на несколько часов, но это не помогло. Злые и холодные, мы легли спать.

Ледокол «Ленин» и хаски


Показать остальные карты

Ледокол «Ленин» и хаски


Ледокол «Ленин» и хаски

Комментарии загружаются...
© 2014—2020 Сергей и Татьяна Поповы