Нет
Да

В Норвегию с палатками

Глава 11: Берген
Можно ли отправиться в путешествие в одну из самых дорогих европейских стран и при этом уложиться в скромный бюджет? Как выяснилось, при должном подходе путешествие по Норвегии может оказаться доступнее, чем поездка в Западную Европу. Одна машина, четыре человека, палатки и до мелочей продуманный маршрут — вот все, что для этого нужно.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
02.07.201618.07.2016
Как я уже писала в предыдущей главе, мы так устали после похода на Язык Тролля, что утром встал вопрос о том, действительно ли мы хотим идти в еще один девятикилометровый поход на камень, зажатый между скалами, — Кьерагболтен (Kjeragbolten). Ребята хотели, а мы с Настей сомневались и думали остаться в кемпинге, тем более, что у меня болело колено. В итоге, посовещавшись, решили изменить маршрут, который так подробно планировали еще в Москве, и съездить в Берген — второй по величине норвежский город после Осло. План действий был таков: перебраться поближе к городу, переночевать, а на следующее утро уже отправиться смотреть достопримечательности.

В связи с тем, что между Языком Тролля и камнем Кьерагболтен около 250 километров не самых быстрых дорог, у нас был запланирован целый день на неспешное перемещение в кемпинг Haugen, расположенный в 40 километрах от начала маршрута. Машину на время похода мы собирались оставить на парковке у ресторана рядом с началом тропы. GPS-трек на Кьерагболтен, который нам так и не пригодился, можно скачать здесь.

Так как до Бергена нам нужно было проехать всего 180 километров, выехали мы достаточно поздно. Погода стояла плохая, по пути встретили много ДТП, в том числе перевернувшийся на серпантине грузовик.

Берген

Правда, после переезда через длинный тоннель, погода внезапно наладилась, как это часто бывает в Норвегии, и мы пообедали на стоянке возле небольшой симпатичной пекарни, в которой купили по булочке. Не сказать, что они были вкусные, но пекарня лично мне запомнилась тем, что Сережа очень удивился, когда увидел, как продавщицы берут хлеб пакетом, а не руками. Меня удивило его удивление — ведь так делают во всем цивилизованном мире, и даже в России.

Пока готовился обед, я спустилась к озеру Vangsvatnet. Что меня поразило — это сочетание запахов от растений и окружающего пейзажа, а еще количество незабудок. Если закрыть глаза, кажется, что находишься где-нибудь на подмосковной речке — такой аромат полевых цветов из детства. Потом смотришь — а на горизонте горы.

Кемпинг неподалеку от Бергена мы искали долго, наугад выбирая ближайший к нам в навигаторе. В первом нас не устроила цена (42 евро за ночь) и отсутствие Wi-Fi, который нам был необходим для планирования пешеходного маршрута по Бергену. Во втором не были предусмотрены места для палаток: по сути, это была асфальтированная площадка для парковки кемперов. Но вот в третьем нам повезло. Кемпингом Gaupholm в 50 километрах от Бергена заведует остроумная бабушка, которая, постоянно посмеиваясь, подробно рассказала нам об условиях и показала территорию. Когда же зашла речь о стоимости, она оценивающим взглядом посмотрела на нас, на машину, и озвучила 32 евро за ночь. При этом в стоимость был включен безлимитный душ! Это был первый кемпинг с такой возможностью. Как я уже рассказывала в предыдущих главах, обычно за душ приходится платить отдельно около 1 евро за 5 минут. Единственное, бабушка попросила не пользоваться душем дольше нескольких минут, а утром сильно злилась на кого-то из надолго его оккупировавших постояльцев.

Берген

В кемпинге также можно снять домик на нескольких человек (50 евро за ночь). Один из таких домиков заняли белорусы и пили там водку. Уже порядком выпив, они попытались с нами побрататься, но, к счастью, быстро отстали. Здесь же мы встретили пожилую пару из Москвы. Сережа по их виду сразу подумал, что, наверное, они преподаватели — и не ошибся. Оказалось, мужчина действительно преподает информатику в МГУ. Мы стали расспрашивать его, что они уже успели посмотреть, и оказалось, что почти все то, что мы тоже уже видели.

Мир оказался гораздо более тесным, чем я мог себе представить: после публикации первых глав о нашем норвежском путешествии на форуме wwwboards.auto.ru/travel выяснилось, что наш собеседник также является его участником под ником Grimble! Сергей узнал нас на фотографиях и мы "познакомились" повторно :)

Мы поужинали гречкой с тушенкой, а еще сварили с вечера яйца на завтрак, чтобы утром не тратить время. Поужинав, поискали информацию про Берген, составили примерный маршрут по городу и легли спать.

Берген

В Бергене мы оказались в 10 утра и поставили машину на парковку Europark Birkebeiner недалеко от центра города. Эта парковка стоила 3 евро в час, но потом мы узнали, что есть вариант и за 2,5 евро — это ByGarsjen прямо возле вокзала. Впрочем, парковка Europark расположена удобнее для однодневного осмотра города.

Первое, что мы пошли смотреть, — это крепость Бергенхус (Bergenhus). Это одна из древнейших и хорошо сохранившихся крепостей в Норвегии, имеющая долгую историю как религиозный, королевский и военный центр.

Два здания в Бергенхус сохранились с момента строительства крепости: Зал Хакона и башня Розенкранца. Зал Хакона был построен королем Хаконом IV Старым в середине XIII века как королевская резиденция и банкетный зал, в котором проводились самые торжественные национальные события, например, утверждение первого полного Кодекса Норвегии.

Берген

Башня Розенкранца, примерно такого же возраста, как и Зал, имела две функции. Она служила как для проживания, так и для защиты крепости. Берген находится на берегу Северного моря, и поэтому в его водах можно увидеть множество торговых и пассажирских судов, которые как раз удобно наблюдать с крепости.

Неподалеку располагается церковь Пресвятой Девы Марии, построенная в 12 веке. Церковь очень почитали ганзейские купцы и вносили щедрые пожертвования, благодаря которым она получила пышное внутреннее убранство. Не знаю как для норвежцев, но для иностранцев вход платный (5 евро), несмотря на то, что церковь действующая. Мы заходить не стали.

После церкви мы отправились в, пожалуй, самое знаменитое место в Бергене — квартал Брюгген. Давным-давно, в четырнадцатом веке, Брюгген состоял из 30 деревянных зданий, каждое из которых совместно использовалось различными торговыми фирмами. Здания поднимались на два или три этажа над причалом и совмещали в себе "офисы", жилые помещения и склады. Каждое здание имело кран для погрузки и разгрузки судов, а также большую столовую.

Берген

Судя по всему, Брюгген успешно развивался и расширялся. Археологические раскопки позволяют предположить, что когда-то набережная простиралась на 140 метров дальше, чем сейчас. Однако в 1702 году квартал был почти полностью уничтожен страшным пожаром.

Сейчас восстановлено 58 зданий (по другим источникам — 61), то есть около четверти от того, что было до 1702 года, и теперь Брюгген включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дома базируются на тех же фундаментах, которые сохранились после пожара, так что внешне квартал не сильно изменился со времен основания города, несмотря на прошедшие века.

Пожары не раз бушевали в Брюггене, последний из них произошел в 1955 году. Сегодня в зданиях Брюггена располагается множество туристических и сувенирных магазинчиков, а также рестораны, кафе и музеи. Многие из уцелевших после пожара 1955 года зданий теперь используются как студии художников.

Берген

Вообще, Берген — на удивление цветной и веселый город. Обычно представляешь себе Норвегию серой и суровой, но, видимо, для того чтобы порадовать себя и внести нотку тепла, люди делают повседневную жизнь ярче.

Когда мы пришли на Рыбный рынок, у нас, честно говоря, разбежались глаза после “разнообразной” походной еды в виде макарон с тушенкой, гречки с тушенкой, риса с рыбой… Рыбный рынок — это лишь историческое название, на деле здесь и фрукты, и испанская паэлья, и колбасы, и морские гады. Есть несколько уличных кафешек, где готовят прямо при тебе каких-нибудь омаров и лангустов, в среднем от 30 до 55 евро за порцию. На некоторых фотографиях есть цены — умножайте на 8, чтобы перевести в рубли.

Место настолько туристическое, что народ пытаются привлечь всеми силами, утверждая, что они говорят на всех языках мира, а к оплате принимают не только деньги, но и золото с бриллиантами.

Берген

По-русски они и правда худо-бедно говорят. Например, один из популярных продуктов для продажи на Рыбном рынке — колбаса из оленя, кита и лося. На каждом прилавке лежат нарезанные кусочки, можно подойти, попробовать, и выбрать понравившуюся. Продавец, узнав, что мы из России, стал объяснять: “Вот олень, вот кит, а вот ЛОС”. До сих пор вспоминаем Лоса.

В принципе, сделалав несколько кругов по рынку и продегустировав все виды колбасы, можно бесплатно немного подкрепиться :)

Килограмм такой колбасы, к слову, стоит больше 2000 рублей. Мы ее так и не купили, но зато взяли очень вкусный коричневый козий сыр Брюнуст. Для приготовления брюнуста молоко, сливки и молочную сыворотку кипятят вместе в течение нескольких часов, пока вся вода не испарится. При этом сахар из молока превращается в карамель, что и придаёт сыру его особый цвет и сладковатый вкус. Небольшой кусочек в 150 грамм обошелся нам в 7,5 евро, но попробовать его обязательно стоит — ни до, ни после я такого сыра не ела.

Берген

Выйдя с Рыбного рынка, мы направились в парк, попутно обращая внимание на цены в местных кафе. Выяснили, что одна порция суши в среднем стоит 9-12 евро, а пицца Маргарита в самой дешевой забегаловке — 14 евро. В Макдональдсе цены тоже в 1,5-2 раза выше российских.

Придя в парк с незамысловатым названием Byparken, мы были поражены тем, насколько он грязный: прямо на дорожках валяются пустые бутылки, окурки, фантики. На лавочках спят бомжи. Честно сказать, и весь Берген мог бы быть почище… Удивительно, но ни на одной из наших фотографий этого не видно. Но мусор и правда есть!

Основная достопримечательность Байпаркен — это музыкальный павильон, установленный в зоне отдыха в 1888 году. Также Сереже очень понравилась статуя обнаженного юноши.

Берген

Ну а шедевром, который нас больше всего впечатлил, стал памятник норвежскому драматургу Генрику Ибсену, всемирно известному своей пьесой “Пер Гюнт”. Только взгляните на его одухотворенное лицо!

Сразу за памятником — национальный театр Бергена, основанный в 1850 году. Собственно, Генрик Ибсен был одним из первых художественных руководителей театра. Современное здание относится, правда к более позднему времени — сюда театр переехал в 1909 году. Когда мы были в Бергене, давали спектакль по Муми-троллям.

Неподалеку от парка расположена церковь Св. Иоанна конца 19 века, которая удивила нас своим деревянным оформлением.

Берген

Выйдя из церкви, мы очутились в своеобразном "спальном" районе Бергена. Здесь тихо и спокойно, гуляют мамы с колясками и совсем нет туристов.

Пройдя через коттеджи и и какую-то промзону мы попали в крепость Фредриксберг (Fredriksberg), стратегически расположенной на самой высокой точке полуострова Норднес. В середине 17 века по инициативе голландского инженера Генрика Руса здесь начали строить крепость, чтобы защитить Берген в битвах между голландцами и англичанами. Крепость назвали в честь датского короля Фредерика III, который в те времена правил и Норвегией. Сейчас крепость не очень интересна — сохранились стены и старые каменные ворота, зато с нее открывается вид на бухту.

Далее мы отправились смотреть церковь Nykirken (буквально: "Новая церковь"). Хотя в народе ее называют именно так, в 1622 году церковь освятили как "Церковь Святой Троицы". Но в те времена в Бергене уже было несколько других церквей, поэтому в народе ее стали называть просто Новой, и это имя закрепилось за ней на много веков. По правде говоря, церковь много раз разрушалась из-за пожаров и каждый раз перестраивалась, поэтому в буквальном смысле это действительно "новейшая" церковь в центральном городе. Текущее ее здание восходит к 1764 году. Церковь имеет и другое народное название — Детский собор, потому что особое внимание здесь уделяется именно детям.

Берген

Спустившись к набережной, мы посмотрели на корабли, пришвартованные к пристани, и на квартал Брюгген на другой стороне залива.

К сожалению, мы не успели подняться на гору Флейен на фуникулёре (туда также можно дойти пешком). Говорят, что со смотровой площадки на вершине горы, расположенной на высоте 320 м, открывается красивый вид на город. Нижняя станция фуникулера расположена неподалеку от Рыбного рынка. Билет туда-обратно стоит всего 10 евро, однако придется постоять в очереди. Также можно подняться самим, прогулка в гору занимает около 45 минут. Настя с Лешей подняться успели и встретили на вершине тех самых белорусов из нашего кемпинга. Они облачились в национальные костюмы и пели песни на вершине горы, судя по всему, зарабатывая на кемпинг.

Настя и Леша любезно предоставили нам фотографию, сделанную ими с вершины горы Флейен:

Берген

Выехав из Бергена, мы отправились смотреть королевскую резиденцию Гамлехауген (Gamlehaugen) в пригороде со скромным названием Paradis. Сейчас королевская резиденция принадлежит государству, но так было не всегда — последним частным владельцем замка был Кристиан Михельсен, политик и судоходный магнат, который впоследствии стал первым премьер-министром Норвегии. Именно он заказал строительство нынешнего главного здания в Гамлахаугене, здесь же он прожил большую часть своей жизни.

Когда Михельсен умер в 1925 году, его друзья начали национальную кампанию по сбору средств, которая позволила новрежскому государству приобрести недвижимость и благодаря этому сохранить ее и парк. Теперь парк в английском стиле открыт для публики, вход в него бесплатный. Первый этаж дома также можно посетить, но в определенные часы и не каждый день. Билет стоит около 9 евро.

После резиденции мы поехали в дом-музей Грига, ставшим, фактически, последней достопримечательностью в нашем путешествии, но об этом подробнее я расскажу в следующей главе.