Нет
Да

В Норвегию с палатками

Глава 12: Музей Эдварда Грига и дорога домой
Можно ли отправиться в путешествие в одну из самых дорогих европейских стран и при этом уложиться в скромный бюджет? Как выяснилось, при должном подходе путешествие по Норвегии может оказаться доступнее, чем поездка в Западную Европу. Одна машина, четыре человека, палатки и до мелочей продуманный маршрут — вот все, что для этого нужно.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
02.07.201618.07.2016
Свою заключительную главу о поездке в Норвегию я хочу начать с дома-музея композитора Эдварда Грига, расположенного неподалеку от Бергена. Называется он Тролльхауген, или, в переводе, Холм Троллей (Edvard-Grieg-Museum Troldhaugen). Вилла Эдварда и его жены Нины была построена в 1885 году. Пара прожила здесь последние 22 года жизни Грига.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

С 1928 года Тролльхауген стал музеем, включающим в себя виллу Грига, беседку композитора и могилу супружеской пары, а также современное здание музея и концертный зал камерной музыки, вмещающий 200 человек.

Посещение музея стоит около 10 евро. Мы начали осмотр с основного здания музея, где можно посмотреть стенды с фотографиями, немного личных вещей и найти описание жизни Грига. В этом же здании показывают 25-минутный фильм про Норвегию под музыку композитора. Судя по фильму, большую часть природных достопримечательностей мы уже посетили.

Затем по дорожкам парка мы направились к самой вилле. Нам очень повезло, и в этот день в вилле дежурили две девушки из Латвии, которые прекрасно говорили по-русски и смогли рассказать нам историю виллы.

Первый этаж дома открыт для публики и состоит из мемориальной комнаты, заполненной предметами из ключевых событий жизни Эдварда и Нины, просторной столовой с аутентичным интерьером, веранды и гостиной, где стоит рояль, на котором музицировал композитор. Богато украшенная веранда была превращена в закрытый зимний сад в 1906 году, а чуть выше двери была вставлена красная роза. Ходит легенда, что Эдвард подарил ее Нине в качестве никогда не увядающего цветка.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

Рояль Григу подарили его друзья на серебряную свадьбу. Подарок внесли ночью, пока супруги спали. Проснулся Эдвард под звуки музыки и, когда увидел, откуда они исходят, сказал, что это один из лучших дней в его жизни. Кстати, рояль был сделан на заказ, по высоте он немного меньше обычного, чтобы соответствовать маленькому росту композитора. В Эдварде было всего 152 сантиметра росту!

Постоянные посетители и шум, исходящий из кухни виллы, перебивали абсолютную тишину, которая требовалась композитору для работы. Поэтому в 1891 году была построена небольшая беседка возле озера, где он мог побыть наедине со своими музыкальными идеями. Григ очень часто использовал свою беседку, когда останавливался в Тролльхауген — а делал он это только летом: зимой дом остывал, и жить здесь было слишком холодно.

Каждый день он спускался сюда, запирался и с головой уходил в работу. Для Эдварда было нелегко — одной из его особенностей было то, что композитор легко отвлекался на разные мелочи. Любой незнакомый звук или лодка, скользящая по озеру, нарушали его концентрацию.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

Когда вечером он покидал беседку или вообще уезжал из Тролльхауген, Эдвард всегда оставлял короткую записку на своем рабочем столе: "Если кто-то ворвется сюда, пожалуйста, оставьте мои музыкальные партитуры. Они не имеют никакой ценности ни для кого, кроме Эдварда Грига". Сейчас войти в беседку нельзя, она заперта, но через стеклянные двери можно посмотреть, как она выглядела при Григе.

Концертный зал на территории музея был построен намного позже, в 1985 году. До этого концерты проводились в самой вилле, а также за пределами сада. В связи с открытием новой дороги в аэропорт Бергена, из-за шума от движения, концерты больше не могли проводиться на открытом воздухе, поэтому было принято решение построить здесь концертный зал, названный Troldsalen. С тех пор ежегодно здесь проводят более 300 концертов. А также, именно в Troldsalen вручают премию имени Грига.

Около заднего входа можно увидеть статую композитора, выполненную в полный рост. Статуя была сделана в 1917 году, копия ее ее стоит также в центральном парке Бергена.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

Нина и Эдвард были захоронены на территории Тролльхауген. Их могила расположена на склоне горы, обращенной к озеру. Однажды вечером Эдвард Григ и его лучший друг Франц Байер рыбачили на озере. Глядя на прекрасный закат, Григ воскликнул: "Как я хотел бы остаться здесь навсегда!"

После смерти композитора, Байер смог добиться его кремирования, что было совсем не характерно, а его двоюродный брат, архитектор Шак Булл, спроектировал простую, но трогательную гробницу в скале, выходящей к тому самому озеру.

После посещения музея мы снова должны были найти кемпинг, потому что тот, который был у нас запланирован для ночевки после несостоявшегося похода на камень Кьерагболтен, оказался слишком далеко от Бергена. Нам снова повезло, и найденный нами кемпинг Kjærtveit располагался в очень живописной местности. Хотя, мы пришли к выводу, что в Норвегии просто не бывает других.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

А еще это был первый кемпинг с платной горячей водой не только в душе, но и просто в туалете и умывальнике. 30 секунд — 10 евроцентов. Зато здесь можно было за относительно небольшую плату заказать свежий хлеб и выпечку. Мы купили две булки по 1,5 евро и с удовольствием их съели.

Кемпинг имеет очень большую территорию — кого мы здесь только не встретили! И студенты-китайцы, путешествующие во время летних каникул, и простые норвежские семьи, приехавшие отдохнуть на выходные. Был даже кот, путешествовавший вместе с хозяевами.

Рано утром на следующий день мы выехали по направлению к Швеции и почти сразу увидели непонятную ставкирку без каких-либо указателей. Мы решили, что это новодел, но выглядит все равно симпатично.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

Также мы то и дело натыкались на указатель Meteoritkrater (Gardnoskrateret), но решили туда не заезжать, поскольку нужно было бы сделать крюк в несколько километров, а мы и так рассчитывали прибыть в кемпинг достаточно поздно. Судя по тому, что позже я не нашла ни одной сколько-нибудь интересной фотографии этого самого кратера, мы ничего не потеряли.

Вообще, дорога в Швецию не ознаменовалась ничем особенно запоминающимся. Возле одной из заправок мы увидели парней, рвущих дикую сливу. Пока мы наблюдали за ними, к нам подошла шведская бабушка с явными азиатскими корнями, и стала рассказывать, как она собирает чернику и малину у себя в лесу и как отличить ложные опята от съедобных.

По мере приближения к шведскому кемпингу мы обратили внимание на все возрастающее число старых американских автомобилей в очень хорошем состоянии. В кемпинге же их было сразу несколько десятков. Сережу это настолько впечатлило, что он решил выяснить, в чем же дело, а потом опубликовать целую бонусную главу, посвященную этим автомобилям, поэтому подробно на них я останавливаться не буду.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

В бонусной главе я расскажу о ярких представителях "золотого века" американского автомобилестроения, раскрою секрет, почему они все оказались в тот вечер в одном месте, а также напишу о том, почему именно в Швеции столь высока концентрация классических автомобилей этой эпохи. Будет много фотографий и небольшой экскурс в историю дизайна полноразмерных американских машин.

Шведский кемпинг Rödlix, в котором мы остановились, оказался очень удобным с точки зрения размещения. Это был второй кемпинг после Gaupholm под Бергеном, в котором душ с неограниченным временем был включен в стоимость проживания. Разместившись, мы сразу поехали смотреть океан. До него было рукой подать — всего два километра. Это была первая в моей жизни возможность посмотреть на океан, и мы никак не могли ее упустить.

Очень необычно выглядят заливные луга рядом с океаном, и тут же пасущиеся коровы.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

Несмотря на то, что формально в этих краях все еще длился купальный сезон, было очень ветрено и холодно. Впрочем, подойти к воде все равно не получилось — весь берег завален илом и подступов совершенно нет.

Еще мы застали невероятный закат, который дополнял картину и придавал океану и окружающим лугам совершенно потрясающие цвета.

Следующим утром мы выехали уже по направлению к парому. Сама дорога не была интересной, но зато возле порта мы увидели рекламу, в которой предлагалось снять на прокат кемпер — всю поездку нам было интересно, сколько же это стоит. Оказалось, что в порту это будет стоить 400 евро в день. 400 евро! Вы можете себе это представить? На самом же деле, как мы выяснили позже, четырехместный кемпер в Швеции обойдется в среднем, в зависимости от класса, в 140-250 евро в день при аренде на две недели.

В этот раз на пароме Истад-Свиноустье мы переправлялись днем. Он снова выглядел как корабль беженцев: в коридорах пассажиры спали прямо на полу, а их дети проводили время ступеньках. В этот раз корабль довольно сильно качало, но несмотря на это, придя в каюту мы тотчас уснули — впервые за две недели в мягких постельках. Наша каюта располагалась прямо возле лестницы, по которой шумно скакали туда-сюда дети, но возможности выбрать каюту при заказе не было.

Музей Эдварда Грига и дорога домой

Прибыв в Польшу, нам пришлось долго ждать, пока нас разгрузят. В этот раз пришлось просидеть в машине целый час, пока мы не съехали, наконец, на землю. Мы добрались до местного курортного городка Мендзыздрое (Międzyzdroje), чтобы впервые за долгое время поесть в ресторане. Удивительно, но польские морские курорты выглядят точно так же, как российские: музыка, кафешки, аттракционы, толпы народа... Благодаря всему этому нам не пришлось долго искать, где поесть, и мы с удовольствием это сделали! Единственное, что представляло для нас сложность, — это оплата парковки. Парковка в этом месте была платная с понедельника по субботу, с 8 до 22. Мы приехали в субботу в 21:30. Вроде как стоило заплатить на всякий случай, но паркомат не принимал карточки, а наличных у нас не было. Пришлось идти снимать 100 злотых в банкомате, а потом — в магазин. Купили воду, на сдачу оплатили парковку. Пока ходили, время уже было 21:40. Думаю, что надо было не заморачиваться и не оплачивать последние 20 минут перед началом бесплатного периода.

Также нам повезло с польским отелем Auto Port Renice недалеко от городка Мыслибуж (Myślibórz). За свою скромную стоимость — 29 евро за двухместный номер с уже включенным очень качественным завтраком — он отличался комфортом и уютом. Вот бы все отели такого класса так стоили! Плюс ко всему, после палаток мы оценили, какой же это кайф — постоять под душем столько, сколько тебе хочется, а потом сразу лечь в теплую кровать, а не топать через весь кемпинг по холоду в палатку. Но тем не менее, отдых с палатками — это правда круто! Мы обязательно повторим еще раз!

На следующий день мы купили крупную вкусную черешню прямо рядом с отелем — всего за 2 с небольшим евро за килограмм — и поехали дальше. На обед остановились в городе Скерневице (Skierniewice) с сохранившейся исторической площадью. Несмотря на центр города, порции в кафе с незамысловатым названием Open оказались огромными и стоили дешево — в этом вся Польша. Хотя город, конечно, не туристический.

Переночевав в приграничном отеле Hotelik Pod Lwami, на следующий день мы благополучно добрались до дома и сразу стали мечтать о новых путешествиях, о которых мы расскажем вам в следующий раз!