Нет
Да

В Норвегию с палатками

Глава 6: Поход на гору Молден
Можно ли отправиться в путешествие в одну из самых дорогих европейских стран и при этом уложиться в скромный бюджет? Как выяснилось, при должном подходе путешествие по Норвегии может оказаться доступнее, чем поездка в Западную Европу. Одна машина, четыре человека, палатки и до мелочей продуманный маршрут — вот все, что для этого нужно.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
02.07.201618.07.2016
Проснувшись, мы обнаружили, что нам снова повезло с погодой. Хотя и было пасмурно, зато гораздо теплее, чем в предыдущие дни, поэтому мы даже решили поехать в шортах, а не в длинных штанах, как привыкли ходить по Норвегии (хотя положили их с собой в рюкзак на всякий случай). В начале одиннадцатого мы уже были в машине и двигались к исходной точке маршрута, который начинается прямо в лесу. От нашего кемпинга Viki Fjordcamping ехать всего двадцать минут.

Поход на гору Молден

На гору Molden, которая возвышается над фьордом на фото выше, есть как минимум две тропы: одна начинается от фьорда, а вторая — из ущелья. Наш трек начинался недалеко от озера Batatjørni, которое можно иcпользовать в качестве ориентира для навигатора. От дороги 55 к окрестностям озера ведет хорошая грунтовая дорога, а рядом с началом тропы организована бесплатная площадка для парковки. Тропа начинается на отметке 519 метров над уровнем моря.

Мы оставили машину на парковке и начали свое восхождение. Вначале дорога была не слишком интересной — по лесным тропинкам, по старым пастбищам и дорогам, проложенным трактором. Здесь важно не запутаться и не уйти по тракторным дорогам слишком далеко, а следовать красным меткам на камнях и деревьях, показывающим направление маршрута.

Лес же совсем не отличается от средней полосы России. Красиво, но для тех, кто с детства привык гулять в лесу, совсем ничего особенного. Иногда тропинка дает ответвления, по которым можно выйти на смотровые площадки с панорамным видом окрестностей.

Поход на гору Молден

Первая половина маршрута показалась нам совсем простой. Мы даже удивились, что он отмечен красным цветом. В Норвегии принято разделять горные маршруты по следующим категориям: зеленый — самый легкий, подходит для пожилых людей, синий — средней сложности, красный — сложный, а черный — уровня эксперт.

Единственная неприятность, которая постигла нас в лесу, — это множество мух, которые летали в местах, помеченных козами и барашками.

Когда мы вышли из леса, то поняли, что вторая половина маршрута куда сложнее и предусматривает крутые подъемы по камням. Мы снова порадовались погоде: было тепло, но не жарко, и не шел дождь, поэтому под ногами были сухие камни и незаболоченная земля.

Поход на гору Молден

Нас удивило количество пожилых людей, которых мы встретили на маршруте, да и вообще, количество активно путешествующих пожилых европейцев. А в кемпингах наоборот — множество маленьких детей, некоторые путешествуют даже с грудничками. И ничего, не боятся. И ничто им не мешает. Мы пообещали себе, что будем брать с них пример.

Посередине пути мы услышали мелодичный перезвон бубенчиков и сначала не могли понять, что это такое. Но потом увидели ферму и барашков, и все встало на свои места.

Кстати, на стене фермерского домика висит тетрадка, в которую может записаться любой проходящий турист. Кроме тетрадки на доме висит ящик общественной аптечки.

Поход на гору Молден

Чем выше мы поднимались, тем сильнее менялась природа. Вот уже началась тундра: мхи, стелющиеся лишайники, невысокие травы и кустарнички, много голых камней. Для нас это выглядит очень необычно и красиво.

А еще с набором высоты все красивее становился вид на изгибающийся фьорд, на котором стоит наш кемпинг. Фотографии, к сожалению, не в силах передать ни всю игру красок, ни глубину и простор открывающейся с горы панорамы.

Путь становился все более сложным — это уже совсем не плоская тракторная дорога или хорошо протоптанная лесная тропинка, которые сопровождали наше восхождение в начале маршрута.

Поход на гору Молден

Правда, кое-кто умудрился въехать сюда даже на велосипеде.

В принципе, этот маршрут заявлен как доступный для велосипедов, но, имея какой-никакой велотуристический опыт, должен сказать, что велосипед в этом "велосипедном" маршруте будет ехать на велосипедисте не менее трети дистанции. И эта треть приходится на скалистые подъемы, которые даже пешком, со свободными руками, преодолеваются местами с трудом.

По пути мы встретили несколько маленьких горных озер — видимо, недавно растаявший снег.

Поход на гору Молден

Через три часа после начала путешествия мы дошли до самой высокой точки на уровне 1118 метров над уровнем моря и стали искать место для обеда.

Мы решили устроиться на самом обрыве с видом на изгиб фьорда Lustrafjorden — одного из рукавов самого длинного фьорда Норвегии Sognefjorden. Где еще будет обед с таким видом?

Тишина полная, только слышно как где-то вдалеке журчит водопад. Несмотря на то, что Молден — не самая высокая и не самая известная гора в нашем путешествии, виды с нее мне запомнились, пожалуй, больше всего из всей поездки.

Удивительной красоты панорамы и отсутствие изнуряющих подъемов по валунам делают этот маршрут действительно по-своему уникальным: он, несмотря на свой "красный" статус, доступен даже для не самых физически неподготовленных людей. Подняться на Molden можно, я полагаю, даже тем, кто не планирует устраивать "походную" поездку в Норвегию: это стоит того.

Поход на гору Молден

Вершина горы Молден — не остроконечная, а представляет собой как бы плато. Кстати, мухи преследовали нас даже до сюда. Баранов и коз тут уже нет, растений — почти тоже. Непонятно, чем они здесь питаются?

На вершине горы можно погулять и полюбоваться видами, как на открытке. Погода стояла совсем теплая, правда, на высоте, когда заходит солнце или подует ветер, может быть достаточно прохладно.

Если поход на вершину занял у нас три часа, то обратно мы спустились всего за полтора. Дорога уже знакомая и уже не хочется останавливаться на каждом шагу, чтобы что-то сфотографировать. А за счет того, что спуск не очень крутой, идти легко.

Поход на гору Молден

Добравшись до машины, мы поехали в супермаркет COOP в городке Gaupne. Удивительно, но мы не нашли там молоко, которое можно было бы хранить без холодильника! Поэтому пришлось купить два литра скоропортящегося (2 евро за литр) — со своей задачей пролежать 2,5 дня без холодильника оно справилось.

Так как у Сережи в этот день был День рождения, мы решили отпраздновать его стейками из лосося. Как ни странно, лосось в Норвегии, стоит совершенно адекватно — 15 евро за килограмм разделанных стейков. А Леша с Настей решили купить небольшой торт в качестве подарка Сереже.

В силу того, что время позволяло, на обратном пути мы заехали на смотровую площадку в двадцати минутах езды от нашего кемпинга и полюбовались Молден и фьордом Lustra с другого ракурса.

Поход на гору Молден

Вернувшись в кемпинг, ребята увидели, как пожилая немецкая пара, расположившаяся с нами по-соседству, возвращается с купания во фьорде, и решили последовать их примеру. Немцы, поглядев на это, посмеялись и сказали, что вода “немного холодная”. Немного — это 15 градусов, в то время, как на улице было 19.

Я тоже мужественно переоделась в купальник, но в воду зайти так и не смогла. Сережа с Лешей искупались и были очень довольны собой, делясь впечатлениями о том, как интересно сочетается во фьорде морской запах и почти пресная, разбавленная ледниками, вода.

Кстати, от нашего кемпинга тоже видно Молден — вот она, возвышается прямо за домиками.

Поход на гору Молден

А еще прямо напротив, через фьорд, из горы бьет мощный водопад — такой, что шум падающей воды нам прекрасно слышно.

В кемпинг заехали чехи и очень обрадовались, увидев наши российские номера. Пожилой чех заговорил с нами по-русски и рассказал, что они наловили рыбу и теперь ищут кемпинг с хорошей кухней, чтобы можно было ее разделать и приготовить. Однако мы ничем не смогли ему помочь. Непонятно, почему они не подумали об этом заранее, если ловили рыбу и тащили с собой все рыболовные снасти. Может, не надеялись поймать?

А мы тем временем зажарили наши уже разделанные стейки из лосося и были страшно довольны таким ужином на природе. В этот день мы рано легли спать, потому что на следующее утро нас ждало восхождение на самую высокую точку Скандинавии — гору Galdhøppigen.

Поход на гору Молден

Как я уже упоминал в предыдущей главе, в окрестностях фьорда Lustra есть потрясающий ледник Нигардсбреен (Нигардсбрин, Nigardsbreen), к которому можно подойти вплотную безо всякой экипировки и потрогать его руками. Строго говоря, в метрах 20-50 от ледника стоят предупреждающие таблички, что делать этого не стоит, но, разумеется, мало кто может себе отказать в столь сильных впечатлениях. От парковки до ледника ведет каменистая, но простая в преодолении тропинка без подъемов. Фотографии не передают масштаб этого природного явления: фронт ледника в высоту достигает нескольких десятков метров!

Если идти не спеша, путь до ледника займет около часа. Время можно сократить по озеру, воспользовавшись услугами лодочников, которые ждут недалеко от парковки. Парковка, кстати, платная. За 100-200 метров до нее у дороги стоит стол с талонами на парковку и отверстием для загрузки денег. Никакой электроники, шлагбаумов или контроля, только ваша совесть: засовываете купюру в отверстие и берете талон.

Голубой цвет ледника обусловлен его старостью: с течением времени, под действием давления слоев снега, воздух покидает спрессовавшийся лед и спектр отраженного света становится таким, каким он и должен быть у чистой воды: зелено-голубой. Наличие воздуха нарушает спектр, отчего вода в привычном нам виде кажется больше серой, чем голубой.