Нет
Да

В Норвегию с палатками

Глава 9: Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль
Можно ли отправиться в путешествие в одну из самых дорогих европейских стран и при этом уложиться в скромный бюджет? Как выяснилось, при должном подходе путешествие по Норвегии может оказаться доступнее, чем поездка в Западную Европу. Одна машина, четыре человека, палатки и до мелочей продуманный маршрут — вот все, что для этого нужно.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
02.07.201618.07.2016
Кемпинг Tvinde Camping, в котором мы остановились, уютным нам не показался. Хотя, возможно, дело было в непрекращающемся со вчерашнего вечера дожде. Даже завтракать нам пришлось под навесом — благо он тут был. В очередной раз мы убедились, как удобно иметь собственный переносной стол. Куда хочешь, туда и поставил.

Завтракали геркулесовой кашей, приготовленной на норвежском безлактозном молоке. На вкус оно совершенно нормальное, но каша на нем получается немного странная и не разваривается так хорошо, как на обычном.

Дождь закончился только тогда, когда мы стали собираться в дорогу. Уложив в машину все вещи, мы решили сходить посмотреть на водопад Tvindefossen, спускающийся с гор прямо рядом с нашим кемпингом. Водопад большой и красивый, а еще очень шумный, но спать он совершенно не мешает. Это одна из местных природных достопримечательностей и сюда даже привозят туристов целыми автобусами.

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

Этот день был запланирован как день водопадов, которых, помимо Tvinde, мы собирались посмотреть еще как минимум три. Погода выдалась дождливой и пасмурной, над горами толстой пеленой навис туман.

Наш путь проходил через длинные тоннели, о которых я уже рассказывала в одной из предыдущих глав. Теперь поделюсь фотографиями. Самые длинные тоннели в Норвегии освещены разными цветами, вплоть до всех цветов радуги. Несмотря на то, что дорога проходит внутри горы, на вашем пути могут оказаться перекрестки, указатели и даже круговые движения!

При этом можно встретить очень странные трехколесные конструкции, которые сильно замедляют движение, поскольку в тоннелях их не обогнать.

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

Надо сказать, что такие веломобили развивают весьма ощутимую для велосипеда скорость — по прямой это чудо техники вполне едет свои 40-50 км/ч!

Выехав из тоннеля, мы попали на огромный подвесной мост. Надо сказать, что этот участок дороги, включающий в себя тоннель и мост, платный и стоит дорого — в районе 32 евро. Волею судьбы, нам пришлось проехать туда-обратно не один раз за несколько последующих дней. Кстати, Гугл плохо знает платные норвежские дороги и считает многие из них бесплатными.

Еще не так давно вместо этого моста использовалась паромная переправа, причал которой все еще можно увидеть неподалеку. Прямо рядом с мостом есть площадка для отдыха, откуда открывается отличный вид. Судя по всему, со временем норвежцы хотят, по возможности, отказаться от паромов в пользу мостов и тоннелей, что обеспечит круглогодичное сообщение внутри страны.

Также хотелось бы отметить большой разброс в ценах на бензин на заправках рядом с населенным пунктом и просто на дорогах. В среднем, заправиться в городе обойдется в 1,65 евро за литр, а в маленьких населенных пунктах или вообще далеко от них — 1,45 евро за литр. Правда, за городом заправки тоже ведут себя хитро — если до следующей заправки далеко, то цены на бензин будут завышенными. Но в целом, несмотря на горную местность, заправки расположены на адекватных расстояниях друг от друга, и заранее думать о том, где ты будешь заправляться через 100 километров, не нужно.

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

Первый водопад, лежащий на нашем маршруте, — очень высокий, но не очень мощный Верингфоссен (Vøringfossen). Конечно, ему далеко до самых высоких водопадов в мире, но это определенно один из самых высоких среди тех, которые я видела. Кстати, интересно, что когда изначально измеряли высоту водопада, ошиблись больше, чем на сто метров. Наблюдения проводил профессор Кристофер Ханстен в 1821 году. Он бросал камни в воду, замеряя время их падения с помощью своих карманных часов, и оценил, что высота водопада должна быть около 280 метров. Позднее доказали, что она все-таки равняется 163 метрам, при этом свободное падение воды составляет 145 метров.

На водопад ведет туристическая тропа, но мы подъехали к вершине на машине. Бесплатная парковка расположена метрах в 400 от смотровой площадки. Стоит надеть кроссовки, так как тропинка хоть и адаптирована под туристов, но все равно проходит по камням.

Есть и другая смотровая площадка, к которой нужно проехать на машине еще 7-8 минут. Виды оттуда еще более шикарные.

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

Также там есть туристический магазин, в котором можно купить открытки и здесь же их и отправить. У нас есть такая традиция — отправлять домой открытки из путешествий, но мы решили воспользоваться обычной почтой, потому что побоялись что-то не так сделать. В туристическом магазине, кстати, продают детские книжки на многих языках мира. На русском она называется “Трольчонок”.

Пообедав, мы поехали к следующему водопаду, но по пути заехали в городок Одда. Этот город — совсем маленький, всего 5 тысяч жителей, да и статус города он получил лишь в 2004 году — до этого этот населенный пункт наименовался деревней. Однако по меркам Норвегии даже такой городок считается достаточно крупным. Градообразующими предприятиями Одды являются заводы по производству карбида и цианамида. Эти предприятия в 2010 году были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мы хотели зайти в местную церковь, но нам сказали, что она уже закрыта, хотя еще не было и пяти вечера.

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

Зато вместо церкви прогулялись по улочкам. Здесь очень симпатично, а народу нет совсем!

Ребята обнаружили детскую площадку и с удовольствием предались воспоминаниям о беззаботном детстве.

Да-да, вы все правильно поняли: этим игрушечным экскаватором можно управлять как настоящим и даже выкопать (себе) яму! Правда, для этого нужно вкинуть в экскаватор монетку.

Но вообще говоря, в Одду мы заезжали не гулять, а зайти в супермаркет SPAR за молоком, хлебом и яйцами. Как я уже писала в предыдущих главах, нам мучительно не хватало сладкого, поэтому каждый взял себе по мороженому. Самое дешевое мороженое в Норвегии (ну, после фруктового льда) стоит в районе 3 евро! Также мы нашли печенье с пометкой “First prise”. Я до этого и не задумывалась, что такие акции бывают не только в России. Это печенье стоило всего 1 евро за пачку (50 штук) и внешне было очень похоже на нашу “Марию”. Да и называлось так же — “Marie”. И на вкус было почти идентично.

Также ребята нашли пиво Tuborg по 3 евро за банку, и это тоже был один из самых дешевых сортов пива. Все фрукты — бананы, черешня, яблоки — стоят, в среднем, в 2-3 раза больше, чем в России: 3 евро за килограмм бананов, 11 евро за килограмм черешни (несмотря на то, что она местная). Вот только арбуз стоил примерно столько же, сколько у нас. Но что нас поразило больше всего — это электронные ценники, которыми оборудован весь магазин. До этого мы нигде такого не встречали, даже в Европе. Очень удобно!

Закупившись всем необходимым, мы поехали к следующему водопаду — Латефоссену (Låtefossen). Если Верингфоссен был самый высокий, то Латефоссен — определенно, самый мощный из тех, что я видела! Строго говоря, эти два водопада одинаковы по высоте, но на Латефоссен мы смотрели только снизу и увидеть его целиком нам не удалось.

Дорога мимо водопада проходит по старому арочному мосту. Убедитесь, что окна в машине закрыты, если не хотите залить салон! :) Прямо перед мостом потоки воды разделяются на два направления, поэтому Латефоссен называют водопадом-близнецом.

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

Последний на сегодняшний день водопад Лангфоссен (Langfossen) мы, честно сказать, практически не посмотрели. Пошел сильный ливень, и мы, поставив галочку об увиденном, поспешили поскорее обратно в машину. На самом деле, очень жаль, потому что это пятый по величине водопад в стране. Высота падения воды в нем составляет 612 метров, а сила потока не меняется в разные периоды года. В 2011 году CNN/Budget Travel включили Лангфоссен в десятку красивейших водопадов мира.

Кстати, дорога к водопаду имеет платный участок, который никак не объехать.

Кемпинг Seim, который мы выбрали для ночевки в эту ночь, оказался очень дешевый — чуть больше 20 евро за ночь за нашу машину и две палатки. Несмотря на огромную его территорию, туалетов и душей здесь очень мало и от палатки идти приходится довольно долго. Кроме того, душ сожрал у нас 10 крон (примерно 80 рублей — стандартная плата за 5 минут горячей воды в кемпингах). Он просто съел монетки и обнулил счетчик.

Так как весь вечер моросил уже надоевший мелкий дождь, мы решили поужинать в домике для гостей. Такой есть не в каждом кемпинге, но в этом был, и мы решили им воспользоваться. Там устроена гостиная на несколько столов, можно почитать книги (правда, здесь они здесь только на норвежском) или поиграть в настольные игры (тоже норвежские). Приготовив ужин, мы перенесли туда наши тарелки, несмотря на убеждения Сережи, что на холоде под дождем кушать будет приятнее и комфортнее, чем в теплой гостиной, “где на тебя все смотрят”. И нисколько не пожалели (даже Сережа).

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

На следующий день мы отправились в популярнейшее место в Норвегии — Язык Тролля, но про этот поход мы расскажем в следующей главе. Сейчас же я хочу поделиться некоторыми достопримечательностями, расположенными в районе нашего кемпинга. Кемпинг находится на территории бывшей фермы в Сейме. Люди живут на этой ферме с Железного века, а возможно даже и раньше. Сараи, из которых сделан музей, стоят на ферме уже более 100 лет. Сейчас в них расположены экспозиции находок Железного века.

Также в районе кемпинга есть древнее кладбище викингов (захоронения датируются 3-7 веком н.э.) и небольшая экспозиция предметов того времени: украшения, наконечники, топоры. Захоронения викингов выглядят как огромные кучи камней, аккуратно уложенные в лесу. Ходить далеко не надо: нужно лишь зайти в рощу, расположенную сразу за поляной кемпинга.

В деревушке Сейм (Seim) расположена одна из сохранившихся ставкирок. Предположительно, ставкирка Røldal была построена около 1275 года. Примерно тем же годом датируются и многие предметы интерьера церкви: крестильная купель, распятие, деревянные скульптуры — большинство из них, правда, перемещены в музей Бергена. Посетив церковь, мы опять удивились, как связываются в одну картинку наши путешествия в такие разные, на первый взгляд, страны — например, алтарь был расписан художником из Вроцлава, куда мы ездили в 2015 году.

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

Со ставкиркой связывают легенду о старом слепом мужчине и мальчике, рыбачивших неподалеку во фьорде. Во время рыбалки на леску, будто бы, клюнуло что-то невероятно тяжелое, что ни рыбак, ни мальчик вытащить не могли, сколько ни старались. Внезапно случилось чудо: вытерев пот, застилавший глаза от усилий, слепец внезапно прозрел. Тогда он понял, что пытается вытащить распятие. Пообещав передать распятие сразу нескольким церквям, старец надеялся, что ему удастся вытащить его из воды, однако распятие все еще оставалось слишком тяжелым. И только когда он упомянул ставкирку Røldal, распятие засветилось и само оказалось в лодке, определив свою судьбу. С тех пор церковь стала одним из главных мест паломничества в Норвегии.

Посещение ставкирки стоит 4,5 евро, и зайти внутрь определенно стоит! Мы еще ни разу не видели такую необычную роспись. Тем более это нехарактерно для протестантской церкви, к коей относится данная ставкирка (официальная религия в Норвегии — именно протестантизм). Когда мы были внутри, две женщины сели на молитвенные скамьи и запели какую-то душевную песню на английском языке. Наверное, это были туристки. Получилось у них очень атмосферно.

Также здесь можно посмотреть небольшую экспозицию церковной утвари 17 века и надгробий 18 века. Интересно и погулять по кладбищу вокруг церкви — можно обратить внимание, что почти все захоронения принадлежат к одной фамилии Сейм.

Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль

Посмотрев ставкирку, мы отправились в сторону Атлантического океана искать кемпинг рядом с Бергеном, изменив свои планы после похода на Язык Тролля. Но об этом — в следующих главах.