Нет
Да

Майские праздники в Ярославле

Глава 2: Зоопарк, окраины и старинные храмы
Первый раз мы собирались посетить Ярославль ещё в  2017 году и даже забронировали отель, но потом решили всё отменить и поехать в Моравию. Спустя четыре года мы вернулись к нашей идее и организовали поездку так, чтобы всем было интересно: и нам, взрослым, и Максиму, которому тогда ещё не исполнилось и полутора лет.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
30.04.202103.05.2021
Наш третий день в Ярославле мы начали с поездки в зоопарк. Мы приехали туда на машине практически к открытию, и даже несмотря на праздничный день парковка была почти пустая и в зоопарке было немноголюдно. Народ подтянулся часам к двенадцати, когда мы уже обошли почти всех зверей и пошли смотреть крытые экспозиции.

Зоопарк, окраины и старинные храмы

В ярославском зоопарке можно провести целый день, но мы решили, что Максим устанет, и взяли самые простые билеты за 600 рублей, включающие посещение основной территории, контактной зоны, Альпака-парка, Зооэкзотариума, учебного центра «Ковчег» и парка с зубрами. И даже в таком сокращенном варианте, погуляв по зоопарку часа три, мы не успели посмотреть всё, что входило в билет.

В самом начале мы пошли в контактную зону. Здесь можно посмотреть на сельских животных, погладить их и покормить (корм приобретается здесь же, со своим нельзя). Максим с удовольствием походил среди коз и барашков, посмотрел на кроликов, кур и индюков. А вот гусей мы побаиваемся всей семьей и к ним старались не приближаться. Однако в подтверждение теории о том, что общение с животными способствует развитию детей, Макс после посещения зоопарка стал отвечать на вопрос «как говорит гусь».

Нам понравилось, что в зоопарке почти нет животных в клетках: они содержатся в условиях, приближенных к естественным. Среди его обитателей есть верблюды, волки, медведи, олени, лоси, львы, гепарды и многие другие интересные звери. Вообще, ярославский зоопарк считается крупнейшим в России по занимаемой площади. Но нам показалось, что в московском всё-таки интереснее.

Зоопарк, окраины и старинные храмы

Мы посетили Альпака-парк, где живут три альпака — дальних родственников верблюда, а также лошадь, пони и осел. Всех животных, как и в контактной зоне, можно покормить приобретенным здесь же кормом. Альпака живут на основной территории зоопарка, так что название «Альпака-парк» весьма условно.

Посмотрев всех животных, живущих под открытым небом, мы пошли в «Ковчег», где расположены экспозиции растений, беспозвоночных животных, пресмыкающихся, рыб и птиц. Больше всего нам запомнился огромный попугай ара, на табличке возле клетки которого написано, что он умеет говорить несколько слов. Кроме того, посетителей убедительно просят вести себя потише и не пугать птицу. Но кого это останавливает? Дети наседают: «Ара! Ара! Ара!», в надежде, что попугай начнет повторять за ними, ара беспокойно кричит, родители смотрят на это с умилением, хотя прямо перед ними крупным шрифтом написано, что если попугай кричит — значит, ему тревожно, плохо от шума и большого количества людей.

После зоопарка мы поехали посмотреть церковь Иоанна Предтечи, построенную в 1687 году на средства жителей Толчковой слободы, которая считалась одной из самых богатых в Ярославле. Храм вышел очень необычным: самый высокий в Ярославле, он покрыт кирпичным и изразцовым декором, а все приделы вместо шатров завершаются миниатюрным пятиглавием — единственный такой случай в истории архитектуры. Кому-то нравился такой облик, другие же считают эту церковь примером упадка стиля. В начале советского периода здесь размещался склад, но уже в 1960-е годы она была передана в ведение Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и теперь открыта для туристов.

Зоопарк, окраины и старинные храмы

Роспись храма была завершена в 1700 году, спустя год закончили оформлять и резной пятиярусный иконостас. Важная особенность церкви Иоанна Предтечи была в том, что в её возведении и украшении не участвовали мастера из других городов. При строительстве, создании изразцов, икон и утвари были задействованы, за редким исключением, ярославские зодчие и ремесленники. Считается, что храм стал отражением идеалов и вкусов жителей Ярославля XVII века.

Затем мы поехали посмотреть еще один необычный храм — Петропавловский. Он был построен в 1742 году для рабочих Ярославской Большой мануфактуры. В ярославской архитектуре это единственный памятник в стиле петровского барокко, он был построен по образу Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Храм являлся композиционным центром промышленного комплекса, включавшего также производственные постройки, систему прудов с мельницами, регулярный парк и множество жилых домов. Сейчас здесь царит уныние. Может быть, летом тут симпатичнее и оживленнее, но во время нашего посещения гулять было неуютно. На картах это место отмечено как парк, и я рассчитывала отдохнуть здесь и перекусить мороженым, сидя на лавочке, но ничего подобного тут нет.

Вернувшись в гостиницу, мы поели и, немного отдохнув, и пошли гулять в центр города. Первым делом мы посмотрели часовню Александра Невского, построенную спустя четыре года после чудесного спасения семьи Алек­сандра III при крушении поезда в 1888 году. В советские годы в часовне находились магазин «Пчеловодство», мастерская химчистки и крашения. Действующей она вновь стала лишь в конце 2002 года.

Зоопарк, окраины и старинные храмы

Неподалеку от часовни находится Сретенская церковь, возведенная в 1685 году, а в XIX веке дважды подвергшаяся значительным перестройкам. В 1918 году здесь организовал свою певческую капеллу композитор и мастер церковного пения священник Василий Зиновьев, который, помимо духовных песнопений, писал и светские песни и романсы. Многие знают его аранжировку песни «Вечерний звон» для хора. Хор Зиновьева пел в Сретенской церкви до 1925 года. Здесь же и отпевали отца Василия.

Сретенская церковь стоит на улице с важным названием — Депутатская. На ней сохранилось несколько исторических домов, но больше всего нам понравился памятник коту, созданный совсем недавно, в 2011 году. На наш взгляд, скульптура получилась очень милой, хотя в интернете мы встретили комментарии, что лучше бы деньги, пошедшие на её создание, вложили в восстановление исторических памятников.

Но в целом, в Ярославле, конечно, больше почитают медведей. В городе есть несколько памятников, посвященных этому зверю, и один из них стоит неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря. Ежечасно медведь оглашает окрестности могучим ревом — на памятнике даже висит предупреждающая табличка, чтобы никого ненароком не напугать и не оглушить. Гуляя по городу, мы дважды проходили мимо скульптуры, но оба раза, к сожалению, спустя уже несколько минут после звукового интерактива.

Зоопарк, окраины и старинные храмы

Неподалеку есть ещё один интересный памятник, посвященный советскому фильму «Афоня», снятому в Ярославле, — перед поездкой мы специально его посмотрели. В 2010 году двух персонажей, которых сыграли Леонид Куравлёв и Евгений Леонов, изобразили в сцене из начала фильма, когда, основательно набравшись в пивной, они рассуждают о том, есть ли счастье в жизни.

Вообще, Ярославль может гордиться необычными памятниками. Среди них есть и мемориальная табличка, гласящая о том, что на этом месте 24 июня 1794 года ничего не произошло. Кому пришла в голову такая идея и почему была выбрана именно эта дата, нам выяснить не удалось.

Ещё один арт-объект, который нам запомнился, называется «АйТи-Покрути!». Это монумент в форме ромба, состоящий из тридцати трёх разноцветных табличек, на которых написаны различные мечты и желания, например, "Хочу найти прорывную идею" или "хочу совершить подвиг". Чтобы ваше желание исполнилось, нужно выбрать нужный текст, закрыть глаза, произнести его про себя и трижды покрутить табличку. Такой необычный подарок сделал городу Клуб ИТ-директоров "я-ИТ-ы". Мы с Серёжей, конечно, не смогли пройти мимо и, не сговариваясь, выбрали одну и ту же табличку, про путешествия.

Зоопарк, окраины и старинные храмы

Наш путь лежал в Кирилло-Афанасиевский монастырь, основанный в 1615 году. Вначале его сооружения были деревянными, но вскоре случился пожар, и уже в 1664 году монастырь начали отстраивать заново в камне. К сожалению, мы не смогли зайти ни в один его храм, поскольку все они уже были закрыты, а часть строений находилась на реконструкции.

Затем мы посмотрели церковь Ильи Пророка, построенную в 1650 году. При советской власти её чуть было не снесли, но реставраторам и музейным сотрудникам удалось убедить городские власти в необходимости сохранить храм как уникальное сооружение, имеющее архитектурную и историческую ценность. Тогда в здании организовали антирелигиозный музей. С 1991 года храм находится в совместном использовании Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и Русской Православной Церкви. Мы очень хотели попасть внутрь, потому что здесь сохранились старинные фрески и резные моленные места середины XVII века, предназначенные для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, но церковь к тому времени уже закрыли.

Ещё один интересный храм, интерьер которого нам также не удалось увидеть, — церковь Николы Надеина, построенная в 1622 году на средства и по заказу одного из самых богатых людей не только Ярославля, но и всего государства, купца Е.А. Светешникова, по прозвищу Надея. Иконостас храма не имеет аналогов в ярославском искусстве — он смастерён в 1751 году в редком для Ярославля стиле барокко. Сохранилась также резная надпрестольная сень 1736 года и фрески конца XIX века.

Зоопарк, окраины и старинные храмы

На этом наша прогулка закончилась и мы пошли ужинать в ресторан «Ванильное небо». Я осталась очень довольна! По сравнению с «Багетом, паштетом и желтым пледом» и «Огнями» кухня нам понравилась меньше, но сам ресторан и, главное, вид из него — а у нас был столик у окна — шикарные.

В следующей главе мы расскажем о том, куда можно съездить с маленьким ребенком в Ярославле, если идет проливной дождь, а также о ещё нескольких достопримечательностях города, которые мы не осветили в первых двух главах.