Нет
Да

Путешествие по Северному Кавказу

Глава 8: Плато Лаго-Наки
Это путешествие мы начали с Краснодарского края: почти месяц мы купались в Чёрном море, поднялись на вершины Красной Поляны и прошли по каньонам заповедника в Хосте. Затем побывали в Адыгее, а оттуда поехали на курорты минеральных вод Ставропольского края и даже сходили к подножию Эльбруса в Кабардино-Балкарии. И всё это с ребенком, которому ещё не было и двух лет!
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
08.08.202119.09.2021
Предыдущая глава
В наш последний день в Адыгее мы решили съездить на плато Лаго-Наки, по пути заехав на смотровую площадку, расположенную на территории турбазы «Горное настроение». Она представляет собой небольшую беседку, установленную над обрывом. Доступ к ней оказался закрыт — видимо, турбаза взимает за её посещение плату, но мы не увидели, к кому нужно обращаться.

Плато Лаго-Наки

Тем не менее, всего в десяти метрах от беседки оказалась небольшая бесплатная площадка с теми же видами. На ней даже установлен биноскоп, но почему-то возможность бросить туда монетку была заблокирована.

Полюбовавшись горами, мы поехали в Кавказский заповедник. Дорога до него, в основном, хорошая, но в конце нужно быть готовым к пяти километрам грейдера, правда, вполне приличного: если по направлению к заповеднику мы осторожничали и ехали не быстрее сорока километров час, то на обратном пути местами разгонялись и до восьмидесяти. Прямо на КПП расположена касса, и мы приобрели два билета по 300 рублей за взрослого. Дети до 14 лет могут пройти бесплатно.

Последние пять километров до КПП «Лаго-Наки»

На кассе можно взять пропуск и на автомобиль и проехать ещё полтора километра на своей машине. Мы читали отзывы о том, что дорога здесь очень плохая, и поэтому не стали рисковать, оставив автомобиль у ворот. Но на самом деле оказалось, что первый километр довольно приличный и, по нашим меркам, не должен вызвать затруднений даже для обычного легкового автомобиля.

Плато Лаго-Наки
Дорога после КПП «Лаго-Наки»

Кавказский заповедник — один из крупнейших на территории Европы, он занимает площадь более трёхсот тысяч гектаров. Символом заповедника является зубр, ведь изначально он был создан для сохранения кавказского зубра, популяция которого сейчас насчитывает около тысячи особей.

На территории размечено множество самых разных по сложности маршрутов, рассчитанных как на пару часов, так и на несколько дней. Мы решили выбрать тропу выходного дня как наиболее простую, но богатую на живописные пейзажи. Вначале мы даже немного растерялись, поскольку не встретили никаких табличек и указателей, и нам показалось, что маршруты легко спутать. Но на второй половине тропы мы стали замечать красные отметки на камнях, указывающие путь, да и туристов здесь довольно много, так что заблудиться не получится.

Плато Лаго-Наки

Первую остановку мы сделали на смотровой площадке на хребте Каменное море. Здесь стоят столики и беседки, где можно расположиться на пикник. А ещё отсюда хорошо видно, как идет стройка автодороги, которая должна соединить Лаго-Наки с поселком Гузерипль. Вообще, дороги — это то, что нас приятно удивило в Адыгее. Все они поддерживаются в хорошем состоянии, да ещё и постоянно строятся новые. Например, этот путь из Гузерипля к Лаго-Наки, очевидно, предназначен преимущественно для туристов и вряд ли им будут очень активно пользоваться местные жители, но в строительство всё равно решили вложиться.

Тропа выходного дня показалась нам довольно простой, хоть и была довольно каменистой. Первую половину пути Максим, уже по традиции, почти полностью прошел сам. Когда он устал, мы пересадили его в рюкзак, где он благополучно заснул.

Пройдя чуть дальше от смотровой площадки, мы вышли к самому краю хребта Каменное море, откуда открывается потрясающая панорама адыгейских гор. Здесь также установлены лавочки, на которых можно передохнуть и насладиться красивыми видами.

Плато Лаго-Наки

Буквально через пару сотен метров мы увидели огромную карстовую воронку, образовавшуюся из-за выщелачивания и вымывания горных пород. Таких воронок на плато Лаго-Наки много — каждый литр воды уносит с Лагонакского нагорья около 300-400 миллиграммов известняка. В таких глубоких, как в этой, даже летом не успевает растаять снег, а зимой они заполняются им доверху.

Мы были очень удивлены, узнав, что на этом месте официальный маршрут уже заканчивается. На стенде висело объявление, что отправившись дальше, мы нарушим правила пребывания на территории заповедника. Но возвращаться обратно так скоро нам совсем не хотелось, и мы, убедившись, что такие не одни, пошли по тропинке дальше, к пастбищу.

Честно говоря, самостоятельно пасущиеся лошади, хотя и очевидно не дикие, вызывают некоторые опасения, когда приходится идти прямо мимо них. Но тропинка была единственной, а идти в обход по подверженной карстовым процессам горе тоже так себе идея: можно не заметить воронку и подвернуть ногу, а то и провалиться. Поэтому нам пришлось пройти прямо мимо лошадей, которые, впрочем, не особенно нами заинтересовались.

Плато Лаго-Наки

Неожиданно, как это нередко бывает в горах, погода начала стремительно портиться. В начале пути нас сопровождало яркое солнце, облака виднелись лишь где-то на горизонте и дул слабый ветерок, но он становился всё сильнее, и в итоге стал пронизывающим и холодным. Небо заволокло тучами. Дойдя до точки с координатами 44.039631, 40.023647, мы максимально утеплились и решили возвращаться, чтобы не попасть под ливень.

К возвращению на КПП мы уже очень замерзли и отправились пить чай с пирожными в местный ресторанчик «Плато» с видом на горы. Ресторан очень уютный и красивый, с панорамными окнами, но довольно дорогой, а обслуживание оставляет желать лучшего — одна официантка на два больших зала, заказ приходится ждать очень долго.

В нескольких километрах от КПП «Лаго-Наки» есть смотровая площадка с одноименным названием. Изначально мы планировали на ней остановиться, но поняли, что скорее всего, панорама там будет похожа на то, что мы видели на тропе выходного дня, поэтому поехали дальше. Следующая площадка, которую мы хотели посетить, называется «Сосновая поляна». В отчетах других путешественников мы прочитали, что это действующий глэмпинг, на территорию которого можно попасть всем желающим. Но по факту ворота оказались закрыты и никакой возможности пройти туда не было. Нам оставалось съездить в последнее запланированное место — на смотровую площадку «Даховская панорама». После увиденных нами пейзажей она уже не особенно впечатляет, но если вам по пути, то стоит остановиться. Кстати, здесь же располагается ярмарка, где можно купить мёд, самовары, адыгейскую национальную одежду и различные сувениры.

Плато Лаго-Наки

На этом завершилось наше маленькое путешествие по Адыгее, и на следующий день мы переехали в Ставропольский край, о котором будем рассказывать в следующих главах. Адыгея оставила у нас исключительно положительное впечатление — душевная, недорогая с точки зрения туризма и очень красивая!

Координаты:

Смотровая площадка «Горное настроение» — 44.1791944, 40.09225
КПП «Лаго-Наки» — 44.0759423, 40.0118099
Смотровая площадка «Даховская панорама» — 44.2384785, 40.168205

Тайминг:

10:00 — приехали на смотровую площадку «Горное настроение»
11:00 — приехали на КПП «Лаго-Наки»
13:15 — дошли до карстовой воронки в конце маршрута
15:15 — вернулись на КПП «Лаго-Наки»
16:45 — приехали на смотровую площадку «Даховская панорама»