Нет
Да

Прогулка по Казани и Нижнему Новгороду

Глава 1: Казань, день первый
После встречи Нового года мы сели в поезд и отправились в сторону Волги, чтобы посетить Казань и Нижний Новгород. Настоящий русский мороз, ветер, татарская кухня и море впечатлений — вот то, что запомнилось в этой поездке.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
03.01.201508.01.2015
Предыдущая глава
Следующая глава
Поездку на новогодние праздники мы начали планировать, как всегда, заранее. Заграницу отмели практически сразу из соображений экономии. Кроме того, мы оба давно не путешествовали на поездах, а зимой – вообще никогда. Поэтому наш выбор был ограничен расстоянием. Не хотелось большую часть новогодних праздников провести только в дороге. С Казанью определились достаточно быстро, а вот по поводу второго города возникли небольшие споры и разногласия. Мне хотелось побывать в Йошкар-Оле, а Сережа настаивал на Нижнем Новгороде. Но в Нижний можно съездить и как-нибудь отдельно, а в Йошкар-Олу просто так не поедешь. В итоге, мы все же остановились на Сережином варианте. Уже плохо помню почему, но, кажется, это было связано с транспортными проблемами. То ли билеты были дорогими, то ли поезд был в неудобное для нас время. Российская транспортная система – это вообще отдельный разговор. Сначала мне вообще-то очень хотелось съездить в Элисту. Но оказалось, что в столицу Калмыкии не ходит поезд из Москвы, а самолет за 8000 рублей в один конец летает раз в два дня! Поэтому от Элисты мы отказались и стали смотреть билеты по маршруту Москва — Казань — Нижний Новгород – Москва. Билеты из Москвы в Казань нам удалось купить в купейный вагон по вполне приемлемой цене. А вот из Казани в Нижний Новгород купе стоило настолько неадекватно, что мы предпочли плацкарт, но в фирменном поезде. И вообще, удивляет, как можно 400 км ехать всю ночь. Из Нижнего в Москву купили билет на «Ласточку» за 800 рублей с человека. В общем, российские транспортные коммуникации стали главным и, наверное, единственным разочарованием поездки. Во всем остальном наше путешествие сложилось удачно, и мы убедились, что по России тоже можно интересно путешествовать. :)

Как я уже писала, мы взяли билеты в купе, и 3 января около десяти вечера выехали в Казань. В поезде было очень душно и жарко, 24ºС, спать было практически невозможно. Жаловались все, но температуру почему-то не уменьшали. В итоге мы очень не выспались, а с утра пораньше еще и начали ходить торгаши и впаривать носки, платки, сервизы и постельное белье. Все как обычно в поездах. Мы решили, что на машине было бы дешевле и комфортнее.

Казань, день первый

Мы приехали в Казань около 10 утра. Удивительным сразу было то, что все объявления на вокзале делают на трех языках: русском, английском и татарском. Объявления на татарском всегда звучат очень радостно и жизнелюбиво, как будто говорят не о том, что поезд отправится с такого-то пути, а поздравляют с Новым годом. Очень поднимает настроение. Везде символика Универсиады 2013 года, мне это напомнило Пекин, где тоже повсюду символика Олимпиады 2008 и висят портреты спортсменов-медалистов.

Мы решили дойти до отеля пешком, это заняло примерно полчаса. Что касается отеля, мы решили не рисковать и выбрали Ibis, зная, что там точно все будет прилично. Выйдя из вокзала, мы хотели перейти дорогу, но не увидели ни одного светофора, и, спросив, как попасть на ту сторону, получили такой ответ:

— Видите, там дядечка идет в треугольнике? Идите туда и тоже переходите, — сказал мужчина, указав на пешеходный переход.

После такого ответа настроение поднялось окончательно, мы рассмеялись и пошли к отелю. Сразу бросилось в глаза, что улицы у них чистить, видимо, не принято. И еще нас практически сразу обрызгала проезжающая мимо машина, не потрудившись снизить скорость. Не очень приятно, но таких водителей и в Москве более чем достаточно.

Заселение в отеле начиналось в 14:00, поэтому мы оставили вещи в камере хранения – в которой, кстати, не было никакого контроля, и можно легко было взять чужой чемодан и уйти! – и пошли гулять. Первой достопримечательностью, безусловно, стал кремль! Рядом с кремлем располагаются два интересных объекта. Первый – скульптура дракона Зиланта на входе в станцию метро «Кремлевская». По древней казанской легенде Зилант обитал на горе у реки Казанки. Изображение Зиланта было отличительным знаком казанского хана, а после завоевания Казани Иван Грозный распорядился поместить его на свою печать.

Казань, день первый

Второй памятник — казанскому меценату Асгату Галимзянову. Он на свои деньги откармливал животных, продавал их, а выручку отдавал в детдома. Скульптор Асия Миннулина рассказывала про историю создания этого памятника: «Этого всего не передашь в скульптуре, и я придумала другой сюжет — про дорогу. Вот он ведет лошадь с телегой, сажает по пути детей и внимательно следит, чтобы никто не упал и не ушибся. Он словно выводит этих детишек на дорогу, дает каждому — даже сироте — шанс, путевку в жизнь».

Сам Казанский кремль невероятно красив! Начнем с того, что он белокаменный, а построенная недавно мечеть Кул-Шариф идеально вписывается в общий вид.

Сразу при входе в кремль располагается ныне не действующий Спасо-Преображенский монастырь, основанный в середине 16 века. Монастырь был закрыт после государственного переворота 1917 года. В советское время на территории разместили воинскую часть, а монастырский комплекс взорвали. Некоторые здания впоследствии отреставрировали, но далеко не все.

Казань, день первый

По дороге, ведущей от Спасской проездной башни мы дошли до Благовещенского собора, также построенном в середине 16 века. За свою долгую историю собор неоднократно горел и множество раз реставрировался и реконструировался. До Революции собор обладал богатой коллекцией икон, рукописных и старопечатных книг, однако все это было разграблено большевиками и утеряно. Зайдя внутрь, мы в очередной раз убедились, что интерьеры католических соборов нам нравятся больше православных. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Дворец земледельцев, о котором я подробнее расскажу позже.

К этому времени мы уже порядком замерзли, а еще я выяснила, что у меня промокает обувь, и попыталась найти у торговцев сувенирами носки. Их не оказалось даже у бабушки, которая торговала шерстью! У нее были носки, но только детские. И вообще, на меня очень странно смотрели, когда я в магазинах сувениров спрашивала носки. А мне было странно, что ни в одной палатке их нет, — в европейских городах я несколько раз покупала носки с названием города или страны.

В общем, мне пришлось мерзнуть дальше, а мы тем временем подошли к «падающей» башне Сююмбике, выполнявшей раньше функцию дозорной башни. На данный момент отклонение ее шпиля от вертикали составляет почти 2 метра. Не существует никаких документов, касающихся строительства башни, поэтому ученые до сих пор спорят, была ли она построена в начале 15-ого века или в 18-ом. По одной из легенд башню построила царица Сююмбике в память о своем погибшем муже. По другой версии, башню построил Иван Грозный за 7 дней (по числу ярусов) и предложил Сююмбике выйти за него замуж, в результате чего она поднялась на башню и сбросилась с нее. Однако признано, что ни одна из легенд не опирается на реальные события.

Казань, день первый

Наконец, мы дошли до, пожалуй, самого интересного и красивого здания Казани – мечети Кул-Шариф. Она была построена совсем недавно, 10 лет назад, к тысячелетию Казани, но по праву считается одной из главных достопримечательностей города. И, конечно, ее хочется фотографировать со всевозможных ракурсов!

Когда мечеть открыли, было заявлено, что она самая крупная в Европе, хотя не являлась таковой ни по одному показателю. Интересно, что строительство, в основном, велось на пожертвования граждан и различных организаций – всего было собрано около 400 миллионов рублей. У мечети 4 основных минарета высотой 55 метров и еще 4 маленьких. Внутреннее убранство мечети – во многом, дары Ирана и Чехии. Во время нашего посещения шел намаз, поэтому нам пришлось подождать, чтобы сфотографировать интерьер. Желающих посмотреть мечеть очень много – как с организованной экскурсией, так и самостоятельно, как мы. Мы, честно говоря, немного не ожидали такого наплыва туристов! Два маленьких балкончика в мечети, с которых предлагается осмотреть интерьер, практически постоянно забиты.

На нижнем этаже мечети располагается музей ислама, вход в который стоит 100 рублей. Если честно, то нас совсем не впечатлило. Много муляжей, новодела и экспонатов 20-го века, в основном, Коран и различные рукописи религиозных деятелей. Есть несколько старых учебников татарского языка, коврики и чаши для совершения намаза.

На выходе из Кремля мы еще раз зашли на территорию монастыря и полюбовались на Спасскую башню – памятник архитектуры 16 века.

Казань, день первый

Первой достопримечательностью вне Кремля стал очень красивый Петропавловский собор, построенный в честь празднования Петром I своего 50-летнего юбилея в Казани. В советское время Петропавловский собор стал одним из последних закрытых властью. Долгое время он принимал верующих из других закрытых соборов, но в 1939 году был закрыт и он. Возродить собор удалось только в конце 1980-х.

Посетив Петропавловский собор, мы направились на одну из главных улиц города – центральную пешеходную улицу Баумана. В 1552 году, во время штурма Казанского Кремля войсками Ивана Грозного, обе его стены южнее и севернее улицы были проломлены взрывами, и улицу назвали Проломной. В 1930 году улица была переименована в честь революционера из Казани Баумана.

Сразу же мы наткнулись на мини-митинг в поддержку Навального.

Казань, день первый

А первой увиденной достопримечательностью стал отель «Шаляпин Palace Hotel» — восстановленный памятник архитектуры прошлого века. Сразу за ним – колокольня Богоявленского собора, которая в 20 веке была самым высоким зданием в городе (около 70 метров). Колокольня Богоявленской церкви строилась не только как колокольная башня. На первом этаже находилась церковная лавка, а на втором помещался храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи. Согласно записи в метрической книге Богоявленской церкви, в ней в 1873 году крестили Шаляпина. Позднее он пел в церковном хоре Богоявленской церкви.

Далее по улице – Национальный банк республики Татарстан. Его начали строить в 1914 году. Несколько соседствующих с ним домов были куплены Госбанком и снесены. Но один из хозяев домов, купец Губайдуллин, оказался крайне неуступчивым, и ни за что не продавал свой дом. Говорят, бордель, который размещался в здании, приносил ему немало прибыли. Так, асимметрично, лишь с левым крылом и было построено новое здание банка, а правое крыло достроили лишь к началу 21 века.

Здесь же, на улице Баумана, мы решили пообедать татарскими блюдами. Счет за полноценный обед на двоих, с алкоголем, составил 1800 рублей. В Москве в ресторане соответствующего уровня однозначно вышло бы дороже. После обеда мы, продолжая прогуливаться по улице Баумана, случайно набрели на Лабиринт страха. Сережа зайти отказался, а я решила попробовать. Одной действительно страшно – не пожалела. :)

Еще улица примечательна тем, что на ней очень много разных интересных памятников. Например, памятник казанскому коту Алабрысу. Согласно историческим преданиям, в Средние века в Казани существовала особая порода «бойцовых» котов-мышеловов, которые впоследствии были вывезены Елизаветой в Зимний Дворец в Петербурге. Так вот Алабрыс – один из тех замечательных котов.

Казань, день первый

Потихоньку мы вернулись к Кремлю. Уже стемнело, и мы увидели его в вечернем облике. Сложно сказать, когда он красивее – днем или ночью! Первым делом, мы, конечно, снова прошли к мечети Кул-Шариф. Она великолепна.

Зашли в Пушечную кузницу, где разрешалось бесплатно сфотографироваться с любым реквизитом! Сережа не замедлил надеть на себя все, что там было.

Надо сказать, что шлем — очень тяжелая штука и очень сильно давит на голову. Слабо представляю, как в таких доспехах люди не только совершали походы, но и сражались.

Прогулявшись еще немного по территории Кремля и полюбовавшись его новогодним украшением, мы направились к отелю и заказали суши на ужин. Обратили внимание, что в среднем они дешевле, чем в Москве, но не то чтобы очень значительно.

Казань, день первый

Wi-Fi в отеле работал плохо, и суши мы искали, раздав по Wi-Fi интернет с мобильного телефона. В очередной раз я убедился в том, что за пределами Москвы и области скорость и стабильность работы 3G у МТС выше всяких похвал. Что мешает обеспечить качество связи на том же уровне в столице — загадка.