Нет
Да

Путешествие в Грузию и Азербайджан

Глава 7: Военно-Грузинская дорога
Искупаться в море и серных банях. Отведать настоящий плов и узнать, что компот может быть необыкновенным десертным напитком. Пообедать грузинскими хинкали в горной долине. Окунуться в атмосферу современного исламского делового города. Посетить действующую мечеть и затерянный в горах христианский монастырь. Всё это — в нашей поездке по Грузии и Азербайджану.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
07.07.201814.07.2018
Предыдущая глава
Следующая глава
На экскурсию по Военно-Грузинской дороге изначально мы ехать не планировали. Но когда под конец второго дня в Тбилиси мы поняли, что уже посмотрели всё запланированное и оставаться здесь на третий день у нас нет никакого желания, мы решили поехать. Водителя бронировали через тот же сайт, о котором я уже писала в предыдущей главе. Нам попался очень приятный мужчина-армянин по имени Богдан, который рассказал нам о каждой достопримечательности во всех подробностях, а ещё он очень много нас фотографировал. Кажется, столько совместных фотографий у нас не было с самой свадьбы, и частью из них мы поделимся в этом отчете :)

Военно-Грузинская дорога



Мы выехали из отеля в восемь утра. Всю ночь шли ливни и была сильная гроза, поэтому утро выдалось гораздо более прохладным и приятным, чем в предыдущие дни. Мы сделали вывод, что жара съедает много впечатлений: думаешь не о том, как красиво вокруг, а о том, как жарко.

Военно-Грузинская дорога



Мы рассказали водителю, что днём ранее в монастырь Давида Гареджи и Мцхету нас возил его коллега по сайту Важа. Оказалось, что Богдан хорошо его знает — это подтвердилось на первой же остановке, когда мы внезапно встретили там Важу с другими туристами. Также мы рассказали о нашей поездке в Азербайджан, на что Богдан ответил, что он не может туда поехать, поскольку армян на границе проверяют с пристрастием и часто не пускают, а также могут не пустить и граждан других национальностей, если в их паспорте стоит отметка о посещении Армении. Мы в Армении не были, поэтому у нас не возникло никаких проблем, но будем благодарны, если читатели поделятся с нами своим опытом. При этом, как мы поняли, обратной проблемы нет, и азербайджанцы спокойно пересекают границу недружественной им страны.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



Раз уж разговор зашел о путешествиях, мы спросили, почему на улицах Тбилиси так много предложений о турах в Турцию. Богдан ответил, что граждане Грузии могут поехать в Турцию по внутреннему паспорту, поэтому подобные автомобильные туры очень популярны. Мы не узнавали, сколько это стоит и на сколько дней организуют такие экскурсии, но ехать от Тбилиси до Турции прилично — немногим менее пятисот километров до Черноморского побережья и более тысячи километров до Средиземного моря.

Военно-Грузинская дорога



И всё же вернёмся к Военно-Грузинской дороге. Это единственный прямой наземный путь, который соединяет Россию с Грузией и Арменией, поэтому если вы путешествуете на своей машине из России, то обязательно по ней проедете. Мы же ехали в обратную сторону, по направлению к Владикавказу, и первой нашей остановкой стало Жинвальское водохранилище. В прохладную туманную погоду это место напомнило нам наше путешествие по Норвегии.

Военно-Грузинская дорога



Жинвальское водохранилище образует река Арагви, которую мы видели в предыдущий день в Мцхете. Водохранилище имеет искусственное происхождение: плотина ГЭС была построена в 1985 году. Рассказывают, что растянувшийся на десять километров водоем скрывает под собой несколько храмов и мостов, которые становятся видны при низком уровне воды.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



На берегу водохранилища стоит крепость Ананури. Неизвестно, когда она была построена, но есть основания полагать, что это был XV или XVI век. В своё время в Грузии тоже была феодальная раздробленность, и это место принадлежало эриставству (иначе, герцогству) Арагви. Затем эриставство вошло в состав Картли-Кахетинского государства, а то в свою очередь стало частью Российской Империи, но все это случилось немного позже, а в то время нужно было защищаться, прежде всего, от лезгинов, арабов и турок, для чего и была построена крепость.

Военно-Грузинская дорога



Раньше Ананури состояла из верхней части, которую мы видим сейчас, и нижней, которая не сохранилась. Там располагался гарнизон, размещались конюшни, кухня и другие хозяйственные постройки. Зато в крепости сохранились две церкви, из-за чего её иногда ошибочно называют с монастырём. На стене одной из церквей вырезаны цитаты из Священного писания.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



Через некоторое время мы сделали следующую остановку в поселке Пасанаури, стоящем на слиянии двух рек: Черной и Белой Арагви, которые здесь превращаются в один бурный поток. Как объяснил нам Богдан, разный цвет рек объясняется тем, что в Черной Арагви дно из черного сланца, а в Белой — из известняка. Нам почему-то никогда не удается запечатлеть такие слияния, хотя мы видели уже три, но разница в цветах была видна действительно хорошо.

Военно-Грузинская дорога



А еще Богдан рассказал нам, что Пасанаури славится своими хинкали и что некоторые даже приезжают сюда из Тбилиси, чтобы их поесть. Мы зашли в одноименный ресторан и сделали предварительный заказ на обед, чтобы на обратной дороге заехать и не ждать, пока их приготовят. Также мы решили раскошелиться и заказать полюбившуюся нам Хванчкару по цене 60 лари (1500 рублей) за бутылку. Пишу «раскошелиться» потому, что для грузинских ресторанов это довольно дорого. В среднем бутылка вина в ресторане будет стоит около 30 лари (750 рублей).

А ещё здесь продают вкуснейшие лимонады в бутылках. Мы купили напиток со вкусом фейхоа и остались в полном восторге. Вкус совершенно натуральный, без химических оттенков. А фирма, производящая этот лимонад, называется Задазени.

Военно-Грузинская дорога



Следующую остановку мы сделали возле нарзанового источника в Надибани. На самом деле, это, конечно, не нарзан — тот бывает только Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии, но грузины почему-то называют свои источники нарзановыми, если это, конечно, не источник в районе Боржоми. Меня он очень впечатлил: я первый раз увидела, как из-под земли бьет газированная вода. Вода эта содержит большое количество железа, поэтому вокруг все рыжего цвета, что выглядит необычно. Мы набрали воду с собой в бутылку из-под лимонада.

Единственное, что расстроило — количество мусора вокруг этого источника в виде старых бутылок и пластиковых стаканчиков. К сожалению, все интересные места Военно-Грузинской дороги сильно засорены пластиком, если отойти чуть в сторону или заглянуть туда, куда не полагается заглядывать рядовому туристу.

Военно-Грузинская дорога



Затем мы остановились у небольшой смотровой площадки в форме креста, с которой открываются шикарные виды на окружающие горы. Можно любоваться ими бесконечно, а вот состояние самой площадки не на высшем уровне: стоило бы хотя бы покрасить перила.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



Ну а потом мы приехали к знаменитой арке Дружбы народов, автором которой является Зураб Церетели. Арка была построена в 1983 году в честь двухсотлетия с момента подписания Георгиевского трактата, согласно которому Грузия переходила под протекторат России. Сразу после подписания трактата и было начато строительство Военно-Грузинской дороги общей протяженностью 208 километров, из которых 166 сейчас находится на территории Грузии. Интересно, что арка Дружбы народов входила в комплекс из трёх памятников, второй из которых стоит на Тишинской площади в Москве, а третий, располагавшийся на границе России и Грузии, был разрушен в 1991 году.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



Арка Дружбы находится на высоте почти 2400 метров, а сразу за ней — обрыв, поэтому она, помимо мозаичного панно с грузинскими и русскими мотивами, служит и смотровой площадкой, виды с которой не менее замечательные, чем с «Креста». Пейзажи как будто нарисованные, и нам сразу вспомнилась Швейцария. По словам Богдана, и другие туристы это отмечают, и было видно, с какой гордостью за свою страну он это говорит.

Военно-Грузинская дорога



Многим мозаика не нравится за отголоски советских времен и признаки безвкусия, но, по-моему, получилось ярко и красиво. Мы побывали здесь сразу после реставрации, и поэтому арка выглядела очень аккуратно и ухоженно. Говорят, что за два года до этого было совсем не так, но в 2017 году её реконструировали.

Военно-Грузинская дорога



Кстати, сейчас рядом с аркой висят объявления о катании на квадроциклах или прогулках на лошадях, а также полётах на параплане по цене 250 лари (6000 рублей) за тридцать минут. Думаю, в такой местности это отличное времяпрепровождение. Мне даже захотелось, чтобы однажды у меня была возможность пожить здесь несколько месяцев — настолько тут хорошо.

Военно-Грузинская дорога



Большая часть Военно-Грузинской дороги — это серпантины. И на одном из поворотов произошло ДТП: прямо перед нами грузовик съехал в кювет и перегородил не только свою, но и частично встречную полосу. Мы уже испугались, что застрянем здесь надолго, но на удивление по оставшейся половине полосы организовалось движение, и минут через двадцать мы уже миновали место аварии.

Военно-Грузинская дорога



Вскоре мы оказались на самой высокой точке Военно-Грузинской дороги: на Крестовом перевале на высоте 2395 метров. Считается, что это и есть точка, которая разделяет Северный Кавказ и Закавказье. Мы не стали останавливаться и просто сфотографировали верстовой столб из окна машины. Мне очень не нравится, когда такие столбики или указатели сплошь залепляют наклейками и надписями. Смотрится очень неаккуратно.

Военно-Грузинская дорога



На Военно-Грузинской дороге есть несколько тоннелей, которые используют в лавиноопасный период. Вообще, зимой дорогу иногда перекрывают из-за большого количества снега — иногда на несколько часов, а иногда и на 2-3 дня. Мы читали, что такое бывает и летом из-за селей, но Богдан эту информацию не подтвердил.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



Следующую остановку мы сделали возле ещё одного «нарзанового» источника, который Богдан назвал «грузинским Памуккале». Эта необычная оранжево-коричневая скала образована из травертина, известковых отложений углекислых источников. Здесь немало туристов, приехавших на микроавтобусах, и многих ходят и подгоняют водители: «У вас есть пятнадцать минут, чтобы здесь погулять», «Так, всё, уезжаем». Мы были очень рады, что нас никто не торопил. Хотя, конечно, поездка на микроавтобусе обошлась бы в полтора раза дешевле.

Военно-Грузинская дорога



Вода здесь такая же на вкус, как и в первом источнике, но менее газированная. Ещё тут можно купить грузинские сувениры. Мы ограничились покупкой чурхчхелы по три лари (75 рублей) за штуку, чтобы перекусить по дороге. Три лари — это много: в Тбилиси за такие же чурчхелы просили по полтора (37 рублей). Но даже в таком туристическом месте они оказались очень вкусными.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



Возле солевых наростов прогуливался барашек. Мы хотели его погладить, но он боялся людей и близко к себе не подпускал. И правильно, потому что Богдан спросил: «Нравится барашек? Если хотите, его могут зарезать и прямо при вас приготовить шашлык». Я люблю баранину. Но предпочитаю не думать о том, что мои хинкали или котлеты раньше имели рога и копыта.

Военно-Грузинская дорога



Но вообще, нам очень понравились огромные стада баранов, перемещающиеся по практически отвесным горным склонам один за другим, без пастухов. Непонятно, как это происходит. Одному барану вдруг приходит в голову: «А не перейти ли мне через это узкое ущелье на другую сторону?» — и все идут за ним? Иногда они забираются очень высоко. Кое-где направление движения баранов задают собаки, которые так же удивительно легко скачут по склонам гор.

Военно-Грузинская дорога



Добравшись до посёлка Степанцминда, мы пересели джип, чтобы добраться до церкви Гергети. Обычная машина здесь не справится: дороги, можно сказать, нет. Говорят, что на строительство серпантина выделили три миллиона лари (73 миллиона рублей), но на момент нашего посещения внедорожник был практически единственным способом добраться до церкви: в качестве адекватной альтернативы предлагался разве что подъём на лошадях.

Если до монастыря Давида Гареджи, о котором мы писали в предыдущей главе, может проехать практически любая машина (если только вам не жалко подвеску, днище и пороги), то здесь нужно оставить всякие надежды добраться к цервки своим ходом. Местные ездят на перевал исключительно на подготовленных Mitsubishi Delica и машинах наподобие Nissan Patrol прежних поколений. Короткое видео, снятое не на самом тяжелом участке, можно посмотреть здесь.

Военно-Грузинская дорога



Также можно совершить пешее восхождение, но для этого нужна другая обувь и больше времени. Не знаю, есть ли отдельный пеший маршрут, но по дороге для джипов я бы точно не рекомендовала подниматься, хотя мы встретили нескольких таких туристов, — здесь очень пыльно и небезопасно: никакого удовольствия мне бы такой поход не принес. А ещё можно попасть на обзорную экскурсию на вертолете: 400 евро за вертолет, максимум 5 человек.

Военно-Грузинская дорога



К церкви нас вёз не Богдан, а один из водителей, базирующихся непосредственно в поселке и зарабатывающий на жизнь этими поездками вверх-вниз. У Богдана с ним есть договоренность о том, что он привозит ему своих туристов, а тот, видимо, делится с ним прибылью. Поэтому нам пришлось заплатить за поездку к Гергети 70 лари (1700 рублей) за джип, хотя мы читали, что если поискать и поторговаться, то можно съездить и за 40 лари (1000 рублей).

Военно-Грузинская дорога



Вот здесь у нас уже было ограничение по времени. Водитель дал нам 30 минут. В принципе, этого достаточно, чтобы посмотреть церковь и окружающие виды, но, конечно, совсем мало, чтобы погулять по этому прекрасному месту. Если бы я могла, то провела бы здесь два или три часа и побродила бы по окрестностям.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



Иногда отсюда можно увидеть пятитысячник Казбек, но во время нашего посещения Гергети он был скрыт за тяжёлыми облаками. Местные говорят, Казбек капризный и открывается нечасто. Восходившая в эти же дни на вершину Казбека Серёжина коллега потом рассказывала, что на самой горе постоянно шёл дождь, а сквозь плотный туман невозможно было ничего разглядеть.

Военно-Грузинская дорога



Троицкая церковь (или Гергети) была построена здесь в XIV веке. Говорят, что местным жителям удалось спрятать в ней языческого идола, которому они поклонялись, и теперь он якобы хранится в тайнике этой церкви. Здесь же находится икона «Одигитрия», написанная в XVII веке. Во время советской власти церковь хотели сжечь. Она горела почти три дня, но пожар не навредил каменному храму. Удивительно то, что икона не сгорела, но лик закоптился и стал черным.

Военно-Грузинская дорога



Наши полчаса подошли к концу, мы вернулись к джипу и поехали вниз. Мы решили погулять ещё минут сорок по посёлку, потому что здесь, в горах, нам понравилось гораздо больше, чем в Тбилиси, и совсем не хотелось уезжать.

Военно-Грузинская дорога



Около трех часов дня мы поехали обратно. Наша набранная в «нарзановом» источнике вода окислилась, и в ней выпал осадок ржавчины, из чего мы сделали вывод, что пить воду надо в течение часа-полутора после того, как она появилась на поверхности земли.

Военно-Грузинская дорога


Военно-Грузинская дорога



В половину четвертого мы уже ели харчо и хинкали в том самом ресторанчике, в который заезжали с утра. Богдан позвонил им заранее, и нам практически не пришлось ждать. Мы расположились на открытой веранде на верхнем этаже и, наслаждаясь Хванчкарой, смотрели на горную реку и на сплавляющихся по ней туристов.

Военно-Грузинская дорога



Приехав в отель, мы немного отдохнули, и вечером вышли прогуляться по вечернему Тбилиси. В сумерках город выглядит гораздо приятнее, чем днем, и нам даже не хотелось уезжать. Парк Европы, который в полдень был совершенно пустой, полон народу: почувствовав вечернюю прохладу, жители и гости, как и в Баку, высыпают на улицы.

После плотного обеда нам не хотелось так же плотно ужинать, поэтому мы решили просто поесть фруктов на террасе отеля с видом на Мать Грузию и крепость Нарикала.

Военно-Грузинская дорога



Так закончилось наше маленькое кавказское путешествие. Военно-Грузинская дорога стала одной из самых живописных на нашем многокилометровом пути по разным странам. Кавказ прекрасен и ни в чём не проигрывает по красотам той же Швейцарии и Норвегии. Теперь нужно исследовать его российскую часть, но пока мне не удалось уговорить на это Серёжу.
Предыдущая глава
Следующая глава
Комментарии загружаются...
© 2014—2020 Сергей и Татьяна Поповы