Нет
Да

Путешествие по Чехии и Баварии

Глава 9: Нойшванштайн, Хоэншвангау и Этталь
Рассказ о том, как мы искали «вепрево колено» в Праге, катались с горок в соляных шахтах Берхтесгадена и любовались красками золотой осени в Баварских Альпах.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
25.10.201410.11.2014
Сережа в конце прошлой главы немного писал о гостевом доме Gastehaus Kirner, в котором мы остановились. Это был номер в небольшом деревенском доме, которым владела бойкая пожилая немка, ни слова не говорящая по-английски. Когда мы заселялись почти ночью, она спросила, во сколько накрывать завтрак. Мы не помнили, какие у нас планы на завтра и во сколько нам надо вставать, поэтому Сережа что-то неопределенно и, видимо, не очень внятно сказал по-немецки и пошел в машину. А хозяйка удивилась и спросила у меня – видимо, куда он пошел. Мои познания в немецком ограничиваются тем, что я учила в течение одного семестра на втором курсе. То есть почти ничем. Я могу что-то понимать, особенно, какие-то вывески или рекламу, но говорить не могу точно. Поэтому я так и сказала, что не понимаю. А женщина продолжила говорить что-то с вопросительной интонацией! Я снова ответила, что не говорю по-немецки. Тогда она махнула рукой и пошла за Сережей. В итоге они договорились.

А отель был очень уютный и домашний. Приятно было провести там ночь. А когда утром мы вышли на улицу, чтобы пройти в соседний дом позавтракать, мы пришли в неописуемый восторг от всей этой деревенской атмосферы: небольшие домики, только встающее солнце, очень тепло и хочется задержаться здесь еще на несколько дней и просто отдохнуть, никуда не спешить и целыми днями гулять и наслаждаться природой.

Нойшванштайн, Хоэншвангау и Этталь

Но у нас был великий план, и мы, позавтракали, собрались и поехали в замки Нойшванштайн и Хоэншвангау. Дорога была необыкновенно красивой! На горизонте горы, на них кое-где лежит снег, вдали зелено-рыжие леса, кругом луга, залитые солнцем, пасутся коровы и лошади... Как на картинке. Или в рекламе шоколада Milka. Решили, что было бы неплохо поселить родителей в одной из таких деревень, а самим жить в каком-нибудь Мюнхене и приезжать на выходных. Либо самим организовать гостевой дом и сдавать комнаты туристам.

Доехали до замков и сразу встали в очередь в кассу. Не то чтобы она была большой, но подождать пришлось. На кассе девушка сделала мне комплимент по поводу цвета моего пальто и подобрала нам оптимальные по времени и языку экскурсионные группы. В итоге за посещение двух замков с русским аудиогидом мы отдали 23 евро с человека. В описании мы прочитали, что замки посещают в среднем 6000 человек в день. Неплохо они на этом зарабатывают! Еще стоит учесть 5 евро за парковку, машин там много. Еще очень много китайцев. К тому моменту они начали нас слегка задалбывать, потому что ведут себя они почему-то часто не очень красиво. Постоянно толпятся, толкаются, неудачно попадают в кадр и вечно лезут вперед целой толпой. Когда я была в Китае, ничего подобного за ними я не замечала. Но китайцы в качестве туристов вызвали у нас раздражение. На экскурсии, так как они были с аудиогидом, мы тоже попали с ними.

Вначале мы пошли в замок Хоэншвангау (дословно переводится как «высокий лебединый край»). Он расположен недалеко от касс и небольшой баварской деревушки, построенной специально для туристов, — магазинчики, рестораны, отели.

Нойшванштайн, Хоэншвангау и Этталь

До замка можно легко и быстро дойти пешком. Нам попалась не очень большая группа и приятный экскурсовод, который водил нас из зала в зал и включал записи на аудиогидах. Вот что мы узнали о замке: первое упоминание о нем относится к 12 веку, он был построен рыцарями Швангау. Во время войны с Наполеоном в начале 19 века замок был сильно поврежден, и король Баварии Максимилиан II купил его руины из-за красивого пейзажа, а затем, в 1832-1836 годах заново отстроил его. Его наследник Людвиг II, который вошел в историю как сумасшедший расточитель королевской казны и не раз еще встретится нам в этом баварском путешествии, провел в этом замке большую часть своей жизни. Здесь же он принимал своего любимца – композитора Вагнера, с которым, поговаривают, у них была любовная связь. Очень красивы интерьеры, которые, к сожалению, нельзя фотографировать.

В замок Нойшванштайн мы поехали на автобусе – поленились забираться на такую крутую горку. Ехать минут 7, билет на подъем стоит 1,80 евро, а на спуск – 1 евро. Но на спуск мы брать не стали. Когда доехали, у нас оставалось еще много времени до начала экскурсии, и мы пошли на подвесной мост Мариенбрюке, построенный еще в 19 веке и расположенный на высоте 92 метра над водопадом. Отсюда все делают однотипные фотографии Нойшвантайна, и мы не стали исключением.

За мостом начинается длинный горный маршрут до замка, но осенью и зимой там очень скользко и опасно, поэтому мы вернулись и пошли по дороге, с которой открываются потрясающие виды на Хоэншвангау и озеро Альпзее – словно картинка!

Замок Нойшванштайн («новый лебединый камень») не строился как оборонительное сооружение. Он результатом романтической фантазии короля Людвига II. Именно он в 1869 году поручил опустить на 8 метров плато скалы (задумайтесь!), чтобы создать этот шедевр, который, кстати, впоследствии был положен в основу Диснеевского замка Спящей красавицы и стал источником вдохновения Чайковского при написании «Лебединого озера». Замок и правда сказочно-игрушечный. На строительство Нойшванштайна ушла рекордная по тем временам сумма — 6 миллионов золотых марок. Сразу после смерти Людвига II замок открыли для туристов, чтобы хоть как-то окупить строительство. И сейчас, как я уже писала выше, он приносит огромную прибыль Баварии.

Интерьеры замка фотографировать тоже нельзя, но они поистине богатые и во многом посвящены Вагнеру. Повсюду висят гобелены с изображением сцен из его опер. Внутри замка находится самый настоящий грот – комната, оформленная как сказочная пещера с небольшим водопадом, соединенная слуховым ходом с Залом певцов. Людвиг II отождествлял себя с одним из персонажей оперы Вагнера – Лебединым рыцарем.

Работа над интерьерами, из-за причудливых вкусов Людвига II, продолжалась очень долго. Только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года. Строительство замка было остановлено спустя 17 лет, когда Людвига признали слабоумным и отстранили от власти. Он так и не увидел замок во всей красе, до его смерти была закончена отделка только 14 залов, а в Тронном зале не успели установить трон – только поставили помост для него. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Официальной версией стало самоубийство, но поговаривают, что Людвига убили его бывшие приближенные. Похоже на правду, учитывая то, что его лечащий психиатр тоже вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах.

Но экскурсия мне понравилась меньше, чем в Хоэншвангау. Слишком много народу в одной группе, а группа слишком быстро перемещалась из зала в зал. Не успеваешь все внимательно рассмотреть. А Сережа сказал, что, по сравнению с предыдущим его посещением, пару залов из экскурсии выкинули.

Нойшванштайн, Хоэншвангау и Этталь

Спустившись, мы пообедали в местном ресторанчике и поехали в отель. Навигатор завел нас в Австрию, и где-то час мы ехали по ее горным альпийским дорогам – совсем узким, между встречными машинами расстояние не более полуметра. Я поняла, что мне рано в Норвегию: Сережа сказал, что там дорожки куда уже, а серпантины куда страшнее, а без машины там делать особо нечего. Но горы привели нас просто в неописуемый восторг, захотелось остаться там жить. Ну или хотя бы провести весь отпуск в таком месте, не ездя туда-сюда, а просто гуляя и наслаждаясь воздухом и пейзажами. В какой-то момент, мы поняли, что не можем выносить эту красоту из окна и остановились возле горного озера. Вода зеленая-зеленая, а горы высокие-высокие!...

Здесь я не могу согласиться с тем, что нас "навигатор завел, так как я проложил маршрут через кусочек Австрии вполне намеренно, чтобы не ехать в отель тем же путем, как мы приехали к замкам. Если кому-нибудь захочется проехать тем же маршрутом, ориентируйтесь на городок Reutte. Виньетка для этого участка австрийской дороги (см. карты в конце) вам не понадобится.

Вообще, что было безумно удивительно по дороге: за окном 14 градусов тепла, а местами лежит снег, а рядом нет воды, то есть он не тает!.. Как это?... Но это так странно: два часа назад мы ходили в легких кофточках и деревья кое-где еще даже не пожелтели, а тут совсем зима.

Нойшванштайн, Хоэншвангау и Этталь

Ночевали мы в гостинице Hotel Blaue Gams рядом с монастырем Этталь. Сережа уже останавливался здесь в свою предыдущую поездку по Баварии. Гостиница очень уютная, при ней же имеется ресторан, где мы попили чай с десертом.

Вечером пошли прогуляться к монастырю. Монастырь был основан в 1330 году. По преданию, на месте, где стоит монастырь, конь короля трижды преклонил колена, поэтому король для строительства выбрал именно это место. Аббатство было полностью перестроено после пожара в первой половине XVIII века. В 1922 году композитор Сергей Прокофьев работал в Эттале над оперой «Огненный ангел». При монастыре имеются винокуренный завод (производство ликёра), пиво — и сыроварни, типография и гостиница. Вообще, Этталь – один из важнейших монастырей Германии.