Нет
Да

Путешествие к Лазурному берегу

Глава 11: Париж, день первый
На следующий день после нашей свадьбы мы сели в машину и поехали к средиземноморскому побережью Франции, чтобы искупаться в ласковых волнах Лазурного берега, полюбоваться Провансом и затем отправиться в прекрасный и романтичный Париж.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
16.08.201505.09.2015
Можно сказать, что любая наша поездка за границу на машине делится на три части: дорога до страны, которую мы хотим посмотреть, дорога обратно (обычно суммарно это дней шесть), и, естественно, все остальное время между ними. Францию же можно разделить на четыре части: дорога туда — Прованс — Париж — дорога обратно. Парижу и будут посвящены следующие несколько глав.

Париж, день первый

Гуляя по Парижу, мы пользовались путеводителем “150 лет вокруг света. Прогулки по Парижу”, о котором мы уже рассказывали в первой главе. На мой взгляд, он очень подробный и большего для первого знакомства с городом и не нужно. Книга поделена на 15 маршрутов. Сразу скажу, что мы успели пройти не по всем — в среднем темпе за день удобно пройти 2 маршрута. А в нашем распоряжении было всего четыре дня. Так что, по-хорошему, на Париж нужно не меньше недели, но у нас с Сережей взгляды на темп путешествия немного разнятся. Ему хочется посмотреть как можно больше, а мне — поменьше, но основательнее. Почему-то почти всегда мне приходится уступить с мыслями: “Ну ладно, когда-нибудь мы вернемся сюда еще раз…” Впрочем, я уверена, что в Париж мы и правда съездим еще не однажды и посмотрим его более основательно, включая пригороды, на которые в этот раз не было времени.

Первый день мы начали с маршрута №1, который называется Сите. Остров Сите находится в самом центре Парижа и соединен с городом девятью мостами. Главная, но не единственная его достопримечательность, — собор Парижской Богоматери, который я мечтала увидеть еще с детства после просмотра и прочтения одноименных мюзикла и книги.

Наша прогулка началась, конечно же, с метро, так как жили мы в Ibis Paris Porte d'Italie на самой окраине города.

В этом отеле я уже жил два года тому назад во время своей первой поездки в Париж. Отель, при достаточно низкой для столицы Франции стоимости, расположен всего в нескольких станциях метро от собора Парижской Богоматери и имеет собственный подземный паркинг (за дополнительную плату). Пусть вас не пугает, что отель располагается за окружной дорогой Парижа: в московском эквиваленте окружная дорога имеет диаметр третьего транспортного кольца, поэтому ехать до центра по голубой ветке RER совсем недалеко.

Чем больше я езжу в метро в разных городах Европы, тем больше убеждаюсь, что московское — действительно самое красивое и очень удобное. Метро в Париже, мягко говоря, удивляет своей неухоженностью, грязью и обилием маргинальных личностей. Вечером мне было бы страшно ездить там одной.

Париж, день первый

Зато оригинально сделаны многие входы в метро, особенно часто встречающиеся в центре Парижа. Не могу, правда, сказать, что они мне нравятся — в этом я солидарна с парижанами конца 19-го века, которые тоже отнеслись к конструкциям скептически.

А мне эти зеленые заборчики-стебли очень даже нравятся!

Маршрут начался с церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа 15-го века, расположенной напротив Лувра, и находящейся рядом с ней мэрией первого округа Парижа. С колокольни этой церкви в 1572 году прозвучал сигнал к началу Варфоломеевской ночи — массовому избиению гугенотов. Правда, колокольня сейчас новая, середины 19-го века. Старую башню можно увидеть, если свернуть в соседнюю боковую улочку.

Париж, день первый

Стоящая рядом мэрия была построена значительно позже своих соседей — церкви и Лувра, но тем не менее очень удачно вписана в ансамбль.

От церкви мы направились на остров Сите по Новому мосту, построенному в 16 веке. В то время это был не только самый широкий мост (28 м), но он также превосходил по ширине улицы всех европейских городов того времени.

Мост ведет к памятнику Генриху IV, тоже по-своему уникальному — это был первый памятник королю, поставленный в общественном месте. Раньше этого не делали из-за боязни, что монументы подвергнутся поруганию.

Париж, день первый

Недалеко отсюда, на набережной, располагается замок Консьержери. Консьержами раньше называли королевских привратников, заведующих ключами и свечами, а чуть позже — заведующих всеми дворцовыми делами во время отъезда короля. В этом замке они и жили. Позднее у консьержев появилась еще одна функция — тюремного надзирателя, так как часть замка отвели под тюрьму. Именно в ней, кстати, провели последние дни своей жизни королева Мария-Антуанетта и революционер Робеспьер.

На одной из башен Консьержери установили первые городские часы, механизм которых не меняли с 1585 года. Удивительно, но на них два герба — французский и польский. Это связано с тем, что король Генрих III, который правил в то время, первоначально был королем польским, а потом сбежал оттуда, чтобы занять более привлекательный трон.

Замок Консьержери — часть комплекса Дворца Правосудия, и очень интересно посмотреть на главное здание комплекса и парадный вход в него. Невероятной красоты решетка была установлена здесь еще в 18 веке.

Париж, день первый

И вот, наконец, мы добрались до главной достопримечательности нашего первого дня — собора Парижской Богоматери. Строительство собора началось в 1163 году и велось на протяжении двух веков. В течение долгого времени он служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. Однако во времена Великой Французской революции он был осквернен и еще несколько десятков лет находился в полном небрежении.

Думаю, не стоит подробно описывать архитектуру собора — ее просто стоит увидеть каждому. Интересно посмотреть и на витражи. Во всех наших предыдущих поездках, когда я восхищалась витражами какой-либо церкви, Сережа мне говорил: “Ты еще не была в соборе Парижской Богоматери”. Теперь была и своими глазами видела знаменитые окна-розы, правда, не стала от этого меньше восхищаться другими витражами.

На колокольню собора, кстати, можно забраться, но мы, посмотрев на очередь, решили, что все равно собираемся на верхушку Эйфелевой башни, и пошли дальше — во внутренний двор Божьего дома, в прошлом — приюта и больницы для инвалидов и нищих, а сейчас просто одной из старейших городских больниц. Здесь есть лавочки и нет туристов — можно отдохнуть и отправиться гулять дальше.

Париж, день первый

Мы обошли собор и попали в симпатичный сквер Иоанна XXIII, названный так в честь одного из пап 20 века. Здесь мы наткнулись на молодоженов из Азии. Кстати, потом мы еще не раз видели в Париже свадьбы людей самых разных национальностей.

На этом первый маршрут, собственно, закончились и мы, пообедав, выбрали маршрут №11, начинавшийся с фонтана Архангела Михаила — грандиозного сооружения середины 19 века, изображающего победу Архангела над драконом. Сейчас этот фонтан, как памятник Грибоедову в Москве, служит для парижан местом встреч.

Мост через Сену, рядом с фонтаном, тоже назван в честь Архангела Михаила. Он имеет печальную славу — здесь в 1961 забили дубинками и сбросили в реку множество сторонников алжирского национально-освободительного движения. Это событие, названное Парижским погромом, только усилило антифранцузские настроения в Алжире, и в следующем году страна объявила о своей независимости.

Париж, день первый

Перейдя через Сену, мы оказались возле старинной церкви Святого Жерве и Святого Проте. Она располагается в одном из самых старых приходов Парижа. Говорят, что она входит в некоторые учебники по архитектуре, так как фасад представлен сразу в трех ордерах — дорическом, ионическом и коринфском. На наших фотографиях это не очень хорошо видно, из-за того что церковь очень застроена и никак нельзя отойти подальше, чтобы охватить фасад целиком. Путеводитель утверждает, что это расстраивало не только нас, но и самого Вольтера. :)

Рядом с церковью расположено потрясающее здание городской мэрии. Рядом с ним, на Ратушной площади, казнили красавицу Эсмеральду из романа Гюго. Свой современный вид Ратушная площадь приобрела в середине 19 века — тогда ее значительно расширили, чтобы обеспечить лучший обзор здания ратуши на случай очередных народных бунтов. Правда, это не помогло, и здание сожгли в 1891 году участники Парижской коммуны. Нынешнее здание возведено по мотивам старого. Его фасад украшен статуями великих французов, среди самых известных из них — Ришелье, Даламбер, Делакруа, Руссо, Вольтер и другие.

Отдохнув у фонтанов возле ратуши, мы дошли до башни Святого Иакова — это все, что осталось от некогда богатой церкви гильдии мясников. По задумке барона Османа, французского государственного деятеля, перестроившего Париж в 19 веке, эта башня должна была обозначать Большое перекрестие — пересечение римских магистралей по осям запад-восток и север-юг, однако свою функцию она не выполняет, а является скорее декоративным элементом улиц.

Париж, день первый

Еще одна достопримечательность, расположенная неподалеку, — статуя богини Победы на площади Шатле. Статуя венчает фонтан, воздвигнутый по приказу Наполеона в честь его побед. На колонне-основании золотыми буквами перечислены победоносные сражения его армии, на постаменте сидят имперский орлы в лавровых венках, еще пониже — сфинксы, которых, правда, добавили позднее, когда сдвигали фонтан в центр площади. Все это выглядит дорого, пафосно и монументально, но не лишено своего очарования.

На этом основная часть нашего маршрута закончилась, и мы решили дойти до ближайшего супермаркета Carrefour, чтобы купить продуктов на ужин. Тут мы допустили ошибку, привыкнув к маленьким прованским городам, в которых все рядом. Небольшой кусочек на карте Парижа мы преодолели примерно за час и очень устали. Ну что ж, тем вкуснее показались нам французские сыры в сочетании с французским же вином.